Омар Хайям - жизнь и творчество
Таджикский и персидский поэт, математик и философ Омар Хайям родился в городе Нишапуре в 1048 году. В восьмилетнем возрасте Омар наизусть знал практически весь Коран. Он увлекался не совсем подходящими для его возраста науками – астрономией, математикой, философией. В родном городе получил начальное образование в элитном медресе, потом учился в Балхе, Самарканде и других крупнейших научных центрах того времени. Впоследствии он успешно применял на практике полученные знания.
Астроном, богослов, ученый, Хайям написал много трудов по истории, математике, медицине, философии. Такого человека должен был знать весь мир, однако его незаслуженно забыли и вспомнили лишь через несколько веков после смерти. И вспомнили только из-за великолепных стихов, которые сейчас известны как рубаи Омара Хайяма.
Находясь в Самарканде, в 1069 году Хайям создает трактат «О доказательствах задач алгебры и аллукабалы». Через пять лет в 1074 году Омара Хайяма пригласили на службу во дворце султана Малик шаха и поставили во главе крупнейшей астрономической обсерватории в Исфахане, где работал до ее закрытия после смены правителя.
Когда в 1092 году султан умер и Омар Хайям лишился своего могущественного покровителя он оказался в затруднительном положении. Считаясь вероотступником и вольнодумцем, в последние годы своей жизни Хайям лишился поддержки и средств к существованию.
В 1077 году завершает книгу «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида», а спустя пару лет вводит в действие знаменитый календарь, который на 7 секунд более точен чем григорианский календарь.
Во время работы врачом в Хорасане в 1097 году на языке фарси написал трактат «О всеобщности бытия», где он признал Бога создателем, но и утверждал, что большинство явлений в мире подчиняются законам природы.
По утверждению историков, Омар Хайям в полном одиночестве провел в Нишапуре последних 15 лет своей жизни. Его кончина стала такой же необычной, как и сам Хайям. Перед смертью он несколько часов читал «Книгу исцеления» Авиценны. Когда дочитал до главы «О единстве и общности», Омар поднялся, прочитал молитву и… скончался. Это произошло 4 декабря 1131 года.
Не только в своих трактатах, но и в стихах Омар Хайям выражал свои откровенные взгляды. Это послужило причиной того что их скрывали от общественности. И только опубликованные в 1859 году в вольном переводе Эдварда Фицжеральда на английский язык стихи Хайяма снова открыли имя великого поэта.
Islam-today
Понравилась статья? Не забудь поделиться с друзьями!
Читайте также:
-
Как должен вести себя человек, молящийся позади имама (муктади)
1. Молящийся должен читать тот намаз, который читает имам.
2. Не должно быть так, что имам читает нафиль (добровольную молитву), а читающий за ним – фарз (обязательную молитву).
3. Молящийся должен во всем следовать за имамом, не опережать и не слишком отставать (вознамерившись следовать за имамом).
Передает Абу Хурайра радыяллаху анху, что Посланник Аллаха салляллаху алейхи ва саллям сказал: "Имама поставили для того, чтобы за ним следовали. Когда он произнесет "Аллаху Акбар", вы тоже произнесите "Аллаху Акбар", а когда он читает Коран, то молчите". (Ибн Маджа)
-
О запретности временного брака
Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах!) говорил: «Во время появления Ислама были временные браки. Когда человек приезжал в чужую местность, он заключал брак с местной женщиной на время, пока он находился там. Эта женщина оберегала его имущество и выполняла свои обязанности. Это продолжалось до тех пор, пока не был ниспослан следующий аят: «Они оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания» (Сура «Аль-Муминун»: 6). (После ниспослания этого аята временные браки были запрещены.)
-
Баракат - благословение в исламе
Ислам предназначен сделать человека чистым, духовно богатым и помочь правоверному мусульманину достичь благосостояния в своей личной жизни. Коран определяет такое благосостояние словом «баракат». В исламской литературе это понятие встречается как барака, бараках, баракат. Данный термин означает пожелания благополучия, богатства от самого Аллаха.
-
Вторая половинка: судьба или осознанный выбор?
Вторая половина человека – это все же судьба предопределенная Всевышним, или же это осознанный выбор самого человека?
-
Хадисы о правах детей
Мы часто слышим про обязанности человека в отношении родителей. И совсем мало – о том, как следует относиться к детям. Нужно отметить, что то, как ребенок будет относиться к родителям в старости, во многом зависит от того, как сам родитель относился к нему, как он заботился о нем, воспитывал.
-
Почему описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях?
Почему все описания Рая рассказывают только о материальных удовольствиях - вкусной еде и напитках, красивых девушках и тому подобном? Неужели человеку следует желать Рая только ради того, чтобы хорошо поесть, красиво одеться и жениться?
-
Этот овощ Посланник Аллаха (мир ему) любил есть с финиками
Это растение впервые окультурили в Индии, затем оно попало в другие страны Азии, в Египет, а оттуда в Византию и Европу. На Земле, наверное, почти нет места, где не знали бы и не выращивали...
-
Зачем мусульмане произносят благословение (салават) Пророку (ﷺ)?
Знающие ценность Посланника праведники, всегда относились к нему с особым трепетом и любовью, а когда упоминалось его имя, то произносили салават, прикладывая правую руку к своему сердцу, показывая этим жестом любовь к Расулюллаху ﷺ. Да и может ли быть иначе?