Фото: ArtMari / shutterstock.com.
Этот труд под названием «Капли из родника жизни» принадлежит перу Мавляны Али бин Хусейна ас-Сафиуддина и включает в себя избранные отрывки из произведений живших до нас великих представителей Ислама, а также предания о них, об их высоком положении.
Он был первым из преемников почтенного Зенги-ата. Повествуется, что упомянутые святые стали искать мюршид-камиля (совершенные духовные наставники - прим.ред.), и поиски их привели в Ташкент. Проходя через Голодную степь под Ташкентом, они заметили за пределами города одного представителя негроидной расы с толстыми губами, пасшего стадо коров. Этим человеком был Зенги-ата, но эти молодые люди не знали о нем и не могли его узнать.
В первое время Зенги-ата скрывал от людей, кто он такой. Для обеспечения своей семьи пропитанием, он пас коров жителей Ташкента. Он каждый день после чтения намазов в степи вслух произносил зикр. Когда он приступал к благословенному зикру, коровы, которых он пас, переставали пастись и образовывали кольцо вокруг святого. Когда же почтенный Зенги-ата завершал свой зикр, животные тоже начинали снова пастись.
«Когда я посещаю его могилу, все время слышу оттуда слова «Аллах, Аллах, Аллах…»
Эти четыре друга, обладающие знаниями и странствующие в поисках сейру-сулюка (постижение пути), видя такую картину, тотчас подошли к почтенному Зенги-ата. Они увидели, как босой Зенги-ата пытается сделать огромный тюк из скошенных им колючек, собираясь унести домой. Однако колючки, на которых он надавливал, не кололи ему ноги, не наносили никакого вреда и боли.
Эти четыре друга очень удивились такому делу. Подойдя к нему, они поприветствовали его. Зенги-ата, который и был этим пастухом, ответил на их приветствие, затем спросил у них:
«Откуда идете? Куда направляетесь? Не расскажете ли о себе?»
Один из них начал рассказывать о том, кто они и откуда: «Мы были шакирдами, учились в одном медресе в Бухаре. Внезапно у нас появилось желание оставить учебу в медресе и пуститься в странствие в поисках сейру-сулюка. Это возникшее в нашей душе стремление, заставило нас так поступить. Поэтому мы покинули те края. Закрепив в душе желание найти мюршид-камиля, мы добрались до этих мест и стали искать повсюду, чтобы достичь желаемого.
Такова цель нашего отправления в путь и прибытия сюда. Мы странствуем, чтобы найти его. Если найдем мюршид-камиля, которого ищем, то хотим благодаря ему и с его помощью выбраться из ямы удаленности и заблуждения, достичь уровня близости и подняться выше».
Фото: xusenru / shutterstock.com.
Почтенный Зенги-ата, видя перед собой этих горящих желанием молодых людей, сказал им так: «Погодите немного, посмотрим! Дай-ка я обнюхаю четыре стороны света. Если почую запах какого-нибудь мюршид-камиля, сообщу вам».
Вслед за сказанным он стал поворачиваться лицом на четыре стороны света, нюхать воздух и затем сказал: «Ладно! Теперь всё! Я обнюхал весь мир, но кроме себя не нашел никого, у кого хватит сил довести вас до уровня совершенства».
Четыре друга услышали эти слова Зенги-ата. Сейид-ата и Бедир-ата не поверили. Сейид-ата подумал про себя: «Как же я, будучи сейидом из рода Андаки и обладая знаниями, стану учеником этого черного пастуха?!»
Бедир-ата подумал: «Погляди на этого темнокожего с верблюжьими губами! Какие у него огромные претензии выше собственной головы!»
Узун Хасан-ата и Садр-ата не стали возражать предложению Зенги-ата. Они думали так: «Почему бы не случиться такому? Это же весьма естественная вещь. Всевышний Аллах мог сотворить чудесный нур внутри этого черного чабана». И в такой обстановке Зенги-ата завладел их сокровенными мыслями, привлек к себе их сердца до самой глубины.
Из этих пришедших четырех друзей Узун Хасан-ата первым искренне и крепко привязался к Зенги-ата. Он первым поднялся до уровня наставления на истинный путь (иршад) и зрелости (кемаль), достиг стоянки иршада, то есть был посвящен в тайны учения.
Из книги «Решахат. Капли из родника жизни»