Абу Мансур аль-Матуриди, являющийся одним из ярких мыслителей, которых взрастил тюркский и исламский мир, это один из самых заметных представителей «разумно-цивилизационного» понимания религии, появившегося среди множества других пониманий религий, имеющих место в исламской мысли. Хотя основы такого понимания заложил и пытался развивать Абу Ханифа, эпистемологический, теологический и философский базис данного понимания был разработан именно Матуриди. Используя эти взгляды, он пытался найти решения религиозных проблем, с которыми сталкивались его современники, взрастил много последователей, оставил много произведений в разных отраслях науки, которые отличало то, что многие из них были первыми для своей отрасли, а самыми известными стали «Та’вилят» в толковании Корана и «Китабу-т тавхид» в каламе.
Как при жизни, так и после смерти он вызывал большой интерес, повлиял на ход мыслей людей, живущих на обширной территории, и основал философскую школу, носящую название «матуридизм», образованное от его имени. Эта школа, считающаяся ханафито-матуридитской, начала распространяться в Хорасане и Мавераннахре, после чего стала использоваться большинством мусульманского населения Средней Азии, Индии, Пакистана, Восточного Туркестана, Малайзии, Индонезии, Кавказа, России, Турции, Среднего Востока и других регион, таким образом, сохранившись вплоть до наших дней.
Мавераннахр это название области, являющейся восточным берегом реки Амударья, и называемой до прихода Ислама Хаятыла, а после прихода Ислама названной Мавераннахр. Западный берег этой реки называют Хорасан. В этой области расположены такие важные культурные центры, как Термез, Насаф, Ташкент, Фергана, Бухара и Самарканд. Из всех этих центров Самарканд, как до прихода Ислама, так и после его появления в регионе, являлся местом пересечения разных культурных традиций и религий. По прошествии короткого срока, составляющего несколько веков, после распространения Ислама в этом регионе, этот город стал одним из важных образовательных центров исламской мысли сначала в вопросах калама, вероубеждения, фикха и тафсира, а потом и во многих других отраслях исламской науки. Великий тюркский религиозный ученый, основатель матуридитского мазхаба, как правило являющегося основой вероубеждения тюркских народов, Абу Мансур аль-Матуриди появился на свет в середине 3/9-го века в районе или деревне Матурид города Самарканд, ныне входящего в состав Узбекистана.
Его полное имя Абу Мансур Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мансур. Хотя дата его рождения точно не установлена, однако, совершенно точно известно, что он умер в 333/944 году в Самарканде. Согласно источникам, дающим информацию о жизни Матуриди, очень вероятно, что он был тюркского происхождения. Только некоторые писатели, как Самани и Забиди , а также дополнение, добавленное кем-то неизвестным к рукописной копии «Китабу-т тавхид», сообщают, что его род восходит к Аюбу Халиду ибн Зайду аль-Ансари, но эта информация не является достоверной. Потому что есть множество аргументов, которые заставляют все утверждения о том, что он был арабом, утратить силу.
1) В письменных источниках региона, где вырос Матуриди, нет такой информации.
2) Забиди, утверждавший, что его род восходит к Абу Аюбу аль-Ансари, сказал, что говорил об этом не потому, что его род действительно восходил к нему, а для того, чтобы высоко оценить и восхвалить его.
3) Наличие в произведениях Матуриди, особенно, в «Китабу-т тавхид» некоторых стилистических неточностей, сложно выраженных понятий и грамматических ошибок, явно показывает, что это произведение было написано кем-то, не являющимся арабом по происхождению.
4) Выражения в его произведениях по своему построению очень часто напоминают построение предложений в тюркском языке, что является аргументом в пользу того, что произведение принадлежит ученому тюркского происхождения.
5) Тот факт, что последователи Ашари хвалились тем, что он был арабом, а последователи Матуриди не делали того же, является очередным аргументом в пользу того, что он не был арабом.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.