Все мы знаем Шигабутдина Марджани как великого богослова и ученого. А каким же он был в своей повседневной жизни? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Личности, близко знакомые с Шигабутдином Марджани, отмечали его трудолюбие. От 4 вещей Марджани получал больше всего удовольствия: от служения народу, преподавания, чтения и написания книг. В те времена, когда издательское дело у татар только развивалось, он приложил много усилий для издания книг для своих единоверцев.
Обычно будние дни Марджани проводил в преподавании шакирдам и чтении. Он практически никогда не разлучался со своими книгами, даже в пути и во время различных поездок он старался находить время для чтения. Если удавалось найти свободную минутку для отдыха, то богослов обязательно либо читал, либо что-то писал. Для него это считалось наилучшим отдыхом.
Марджани обычно занимался до 12-ти ночи, а иногда мог задержаться и до 2-х утра. Но при этом он всегда в положенное время вставал на утренний намаз и никогда никуда не опаздывал. Этого режима великий богослов придерживался вплоть до своей смерти.
Лишь после совершения хаджа, годам к семидесяти, Марджани стал ложиться пораньше, примерно в 10-11 часов вечера. Когда один из соседей богослова спросил причину, он ответил: «Когда мы были молоды и полны сил – сидели допоздна. Хвала Аллаху, тогда мне удалось сделать много задуманных дел. Но сейчас я уже постарел. И у меня нет прежних жизненных сил и желания».
Если Марджани брался за какое-либо дело, то делал это основательно и обязательно доводил его до конца. При этом он мог столкнуться с тысячами преград, трудностями и различными доносами со стороны недоброжелателей. Однако все равно доделывал каждое начатое дело.
Часто современники не давали должной оценки стараниям богослова. На это у Марджани был свой ответ: «То, что я говорю, и то, что я делаю, является полезным для мусульман. Если сегодня этого не ценят, то в будущем появятся те, кто оценят».
Одним из главных черт Марджани была прямолинейность: он всегда прямо и без всяких увиливаний отвечал на заданные ему вопросы. Если он хорошо владел темой, то отвечал сразу, если не владел – исследовал. Однажды богослову задали противоречивый вопрос, на что он ответил: «Сейчас ты создал для меня большую работу. Хотя я помню высказывания некоторых факихов по этому вопросу, но не помню мнения основных богословов. Книга, в которой собраны пояснения на данный вопрос, находится в кладовой. Чтобы ее найти, потребуется не меньше одного часа. И теперь моя душа не успокоиться, пока я ее не найду».
Шигабутдин Марджани мало разговаривал, а если говорил, то тихо и взвешивая каждое слово. В маджлисах, которые проходили в бесполезных спорах между муллами, богослов предпочитал сидеть тихо и не вмешиваться.
Богослов не любил принимать гостей во время работы и часто, когда приходили незваные гости, Марджани провожал их со словами: «Извините, я пока занят работой». Но все менялось, если дело касалось знаний. Однажды, когда к нему для встречи пришел один черкес, Марджани сказал: «Оказывается этот человек из ученых. Пусть пожалует». И сам встретил его, выйдя босиком на улицу.
Продолжение следует…