9 ноября исполнилось 150 лет со дня рождения известного российского мусульманского просветителя Габдуллы Буби (Нигматуллин-Бобинский).
Габдулла, Губайдулла и Мухлиса Буби были внуками Нигматуллы хазрата – ученика Мухаммедрахима бин Юсуфа из Мачкары.
Габдулла Буби потратил много сил чтобы мусульмане Поволжья и других регионов России смогли получать качественное образование. В начале XX века медресе Иж-Буби, а также его преподаватели и имамы были на слуху у мусульман всей Российской империи.
В свое время это медресе сыграло колоссальную роль для подготовки новых учителей и имамов придерживавшихся современных взглядов.
Таким образом небольшое село Иж-Буби (Иж-Бобья) расположенное в Сарапульском уезде Вятской губернии (ныне Агрызский район Республики Татарстан) превратилось в один из лучших центров просвещения российских мусульман.
Конечно, своему положению медресе было обязано не только Габдулле Буби. Однако, именно благодаря его стараниям и умелому руководству, медресе смогло добиться больших успехов и стало признанным всероссийским центром мусульманского новометодного образования.
Многие исследовали полагают, что если бы русское правительство под руководством Петра Столыпина не санкционировало погром и закрытие медресе в 1911 году, то роль этого медресе было бы еще больше.
Поводом для закрытия медресе стали доносы некоторых кадимистских мулл, которые видели в новых методах образования угрозу для своего авторитета.
В 1904–1906 годах Габдулла Буби, самый плодовитый писатель из трех братьев и сестер, опубликовал сборник полемических брошюр под названием «Истина».
Он утверждал, что многие интеллигентные мусульмане его времени приняли взгляды и убеждения своих родителей, бабушек и дедушек и при этом невольно допустили ошибку.
Буби утверждал, что Божественное Откровение было ниспослано не только сподвижникам Пророка ﷺ и первым мусульманам, но и всему человечеству на протяжении его существования.
Поэтому все мусульмане во все времена и в любом месте должны непосредственно обращаться к богооткровенным текстам и истолковывать их в контексте своего времени.
Габдулла Буби утверждал, что юридические трактования ханафитских имамов прошлого не являются безошибочными или вечными, потому что они могли толковать Коран и хадисы только для своего времени.
По мере того, как человеческая цивилизация менялась, мусульманским ученым нужно было вернуться к Корану и хадисам и адаптировать их своему времени.
Одним из примеров, который он приводил, была одежда. Он отмечал, что штаны не упоминаются в Коране и хадисах, потому что никто в раннем мусульманском обществе их не носил. Однако штаны получили широкое распространение в начале 1900-х годов.
Таким образом, ранний мусульманин и мусульманин XX века обязательно будут обладать различным пониманием специфики допустимой одежды, хотя оба согласны с необходимостью прикрывать тело.
Габдулла Буби далее развил свои взгляды на юридическое толкование в книге «Время иджтихада закончилось или нет?» (1909).
Он отмечал, что одним из распространенных аргументов в пользу ограничения или запрещения иджтихада было предотвращение разногласий во мнениях по одному вопросу.
Однако он утверждал, что расхождение во взглядах было неотъемлемой частью правовой жизни ислама с первых дней существования ханафитской правовой школы, ведь даже некоторые из учеников Абу Ханифы не соглашались с ним. Ранние мусульмане восприняли идею использования человеческого разума для толкования закона.
Однако позже мусульмане подпали под влияние иудеев и христиан и решили, что предпочтительнее следовать интерпретациям прошлых правоведов, даже когда этим решениям не хватало прочной доказательной базы.
Поскольку разные мусульмане предпочли следовать решениям разных ранних правоведов, когда-то единый ислам был разделен на юридические школы.
Вслед за закрытием медресе братья Габдулла и Губайдулла Буби бы отправлены в ссылку. После ссылки Габдулла Буби отправился в Восточный Туркестан в город Кульджу (современный Китай), где преподавал в различных школах города.
После революции 1917 года он вернулся обратно на родину в Иж-Буби, в затем в 1917–1918 годах преподавал в Троицке. Свои последние годы он провел в родном Иж-Буби, где и покинул сей бренный мир в 1922 году. Да смилуется Всевышний над ним.
Источники:
1. Abdullah Bubi // Kazan. Sayı 6, Aralık 1971-Şubat 1972
2. Ross D. Tatar Empire: Kazan's Muslims and the Making of Imperial Russia.
3. Закиров А.А. Габдулла Буби – религиозный философ и просветитель // Ислам в современном мире. 2018. Том 14. №1.