Кульджа глазами маленькой татарской девочки

Кульджа – это древний город в Восточном Туркестане или в так называемом китайском Синьцзяне. В этом городе с давних времен находилась большая татарская диаспора и город играл для татар важную роль торгового и культурного центра.

С этим городом связаны имена многих татарских купцов, ученых и просветителей. В этом городе родились и некоторое время жили известные советские и российские ученые – историк, археограф Миркасым Усманов (1934-2010) и этнограф-тюрколог Балкис Кармышева (1916-2000).

В свое время мама Балкис Кармышевой, Галия ханум, оставила мемуары о жизни своей семьи в Семиречье и сопредельном с ним Восточном Туркестане. Благодаря им мы получаем богатое представление об истории формирования татарского населения, о взаимоотношении татар с местным населением: уйгурами, казахами, калмыками, китайцами, русскими, немцами и другими народами. В наших некоторых статьях мы постараемся познакомить вас с интересными отрывками из ее мемуаров.

Семья Галии ханум была родом из деревни Таканеш Казанской губернии. В поисках лучшей жизни они всей семьей на повозках отправились в Семиречье. Галия в то время была еще совсем маленькой девочкой. В 90-х годах XIX века семья, перейдя русско-китайскую границу, обосновалась в Кульдже. Здесь Галия ханум прожила более 25 лет.

Согласно воспоминаниям Галии ханум, большинство татар Кульджы были торговцами или ремесленниками, а земледелием занимались уйгуры и частично кашгарцы. Пожилое поколение татар были большей частью мужчины сбежавшие от многолетней военной службы в царской армии. В Российской империи до окончательной отмены рекрутской повинности в 1870-х годах, солдаты были обязаны служить до 25 лет.

Уйгуры их всех называли «мулла», так как у них грамотных людей было принято обозначать словом «мулла», а все татары умели читать и писать. Грамотных женщин уйгуры называли словом «мулла хатын» («женщина-мулла»). Из-за этого местные уйгуры татар очень уважали.

Среди уважаемых татар в Кульжде в то время можно было назвать: Ахмаджана муллу, Вали муллу, Ризу муллу, Вафу муллу, Сафу муллу, Ишмухаммада муллу, Гиззата муллу. Все они приехали в Кульджу из Яркента, и многие женились на уйгурках. В то время в Туркестане уйгуров было приято называть «таранчи», а татар – «нугаями». Со временем, кроме татар, у семьи маленькой Галии появилось много друзей среди уйгур.

Одним из интересных моментов мемуара является описание быта местного населения. Если татары старались в домах иметь окна, то у уйгур они напрочь отсутствовали. Вместо них в потолке домов имелось отверстие, на которое устанавливалась деревянная решетка – панджара. А подоконник был на уровне потолка.

Когда семья Галии стала выяснять у уйгур причину отсутствия окон в их домах, им это объяснили большим количеством воров городе. У панджары были очень мелкие клетки. Со стороны комнаты эту решетку оклеивали бумагой и обмазывали льняным маслом. Если комната была большая, то обычно имелось две панджары, а если средняя или небольшая – одна.

Свечами для освещения не пользовались, а вместо этого использовали масляный светильник. Для этого в самодельную посуду наливали льняное масло, из ваты скручивали фитилек, опускали его в масло и зажигали. Конечно, такой светильник имел много минусов – сильно коптил и от него шел тяжелый запах, который окутывал все помещение. Поэтому даже днем в домах уйгуров был полумрак.

Продолжение следует…

Использованный источник:
Галия Шахмухаммад кызы Кармышева. К истории татарской интеллигенции 1890-1930-е годы. М., 2004.

Как татары превратили Нарву в центр эстонского ислама
Продолжаем вас знакомить с историей татарской общины эстонского города Нарва. В 1928 году община была официально зарегистрирована как «Нарвский Магометанский Приход» («Narva Muhamedi Kogudus»).
21.10.2021
1803
Социальные комментарии Cackle