«Асхабе Карам» («Уважаемые Сахаба») так назвал свою книгу богослов, ученый и писатель Шагар Шараф (1877-1938). В предисловии к сборнику автор отмечает, что в нем собраны биографии и благодеяния, труды во имя Ислама и мусульманской уммы, а также примеры нравственного величия двадцати сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего). Книга издана в типографии «Ма’ариф» в Казани в 1918 году.
Islam-today предлагает вниманию читателей продолжение глав из этой книги
Хазрати Анас ибн Малик был настолько искренним, что в любой момент был готов принести себя в жертву ради Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он хорошо усвоил обычаи и привычки Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и горячо стремился походить на него, совершать религиозные обряды по его примеру. Искренность его была невероятна. Рассказывают, что в Басре жил один человек по имени Камин ибн Рабийг, который был внешне очень похож на Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и когда хазрати Анас встречал этого человека на улице, то его переполняли чувства и на глаза наворачивались слезы и он в буквальном смысле рыдал.
При себе он, в качестве дорогих реликвий, хранил башмаки Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и его пиалу, из которой пил воду сам Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего). Он очень бережно и с трепетом относился к этим вещам и только избранным людям позволял притрагиваться к ним. А из пиалы пили особо приближенные и уважаемые лица.(Данная реликвия затем была оценена в сумму восемьсот тысяч дирхемов и оставалась в наследстве потомков хазрати Анаса. Известно также, что имаму Бухари посчастливилось созерцать эту пиалу, держать ее в руках и утолить из нее жажду. (Кисталяни))
Хазрати Анас был благородного нрава, открытой души, всегда оставался верным своим словам. Он стремился каждому чем-либо помочь и поддержать. Он не любил раздоров и конфликтов, а те, кто враждовал между собой или был в неприязненных отношениях, придя к хазрати Анасу за советом, достигали взаимопонимания и согласия между собой. Он был очень милосердным к неимущим и сиротам, любил оказывать почести гостям и угощать их яствами. Он лично ухаживал за своими гостями, не прибегая к помощи слуг, и любил повторять, что в доме, где не бывают гости – нет бараката-благополучия и достатка, ниспосылаемого Всевышним.
Несмотря на свою состоятельность хазрати Анас не был привередлив в еде и быту, порой он довольствовался корочкой ссохшегося хлеба или горстью сухих фиников. Он был страстным поклонником стрельбы из лука и этому занятию приучил своих детей и часто устраивал соревнования в стрельбе из лука по мишеням. Хазрати Анас предпочитал носить тонкую изящную одежду, пошитую из шерстяной и хлопковой ткани. И его чалма была изготовлена из подобных материалов. Если у него ломался зуб, то он предпочитал вставить вместо него золотой протез или залечить материалами из этого металла. Его волосы ниспадали до плеч, и он на вопрос, почему не пострижет их, говорил: «Сам Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) прикасался к моим волосам и я никогда не решусь их состричь». На одном из локтей у него было белое пятно, и он порой подкрашивал его благовониями желтого оттенка.
Хазрати Абу Бакр решил направить Анаса ибн Малика в Бахрейн для контроля за выплатой закята. Это поручение основывалось на словах хазрати Умара о том, что «Анас ибн Малик – весьма умен и сообразителен, он мастерски владеет письмом. Он с честью справится с этим заданием».
Во времена правления халифа Умара хазрати Анас ибн Малик был направлен в Басру для ведения проповедческой деятельности, обучению людей тонкостям Сунны. Он также занимался государственными делами на различных должностях в этом городе и оставался там вплоть до своей кончины. В последние два года он не мог уже соблюдать уразу и вынужден был выплачивать фидию. (Сахих Бухари)
Рассказывают, как однажды в засушливый год, когда посевы сильно страдали от нехватки влаги, хазрати Анас совершил омовение и, уединившись в пустыне, прочитал два ракаата намаза и сотворил ду’а. После чего прошел обильный ливень и посевы были спасены. (Аль-Асабат)
Из самых искренних побуждений хазрати Анас уберег несколько благородных волосинок с головы Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и в своем завещании просил, чтобы их приложили к его лицу. Кроме того он просил, чтобы в его кафан завернули и небольшую тросточку доставшуюся ему от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).
Хазрати Анас считается одним из последних сахаба. Его сердце перестало биться на 93 год по хиджре и было ему в ту пору более ста лет. После него в живых из сподвижников Пророка Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) оставался лишь Абу аль-Тафиль (радыйАллаху анху), который скончался на сотом году по хиджре.
С книгой «Асхабе Карам» можно ознакомиться на портале www.darul-kutub.com
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.