Фото: elements.envato.com/ 2ikononova
В эти дни мы отмечаем важное событие – 206 лет со дня рождения великого татарского ученого и богослова Шигабутдина Марджани. Его день рождения принято отмечать 16 января. Хотя более правильно отмечать 15 января, так как Шигабутдин Марджани родился в 1233 году в 7-й день месяца рабиуль-аваль по хиджре, который приходится на 15 января 1818 года по григорианскому календарю.
В этой статье мы бы хотели познакомить вас с некоторыми интересными фактами из жизни великого ученого.
• Будущий богослов родился в деревне Ябынчы, которая находится по соседству с деревней Марджан (Марьян), от которой великий ученый получил свою нисбу «Марджани». Но почему Шигабутдин Марджани не использовал нисбу «Ябынчыви», а всю жизнь пользовался нисбой «Марджани»? Он выбрал эту нисбу так как из деревни Марджан происходили предки его отца. Ныне обе деревни относятся в Атнинскому району Республики Татарстан.
• Марджани по своей природе был очень харизматичной личностью, не любил много говорить, обладал большим трудолюбием и упорством, на все имел свои взгляд и всегда его отстаивал, во всем полагаясь на Всевышнего.
Фото из личного архива Дамира Гайнутдинова. Данный репринт фотографии Марджани был сделан подпольно в 1968 году (в советское время) в честь 150 летия со дня рождения богослова.
• Марджани в свой жизни сфотографировался два раза. Оба раза он это сделал не по своей инициативе, а по просьбе других: в первый раз по просьбе одного американского путешественника, а во второй – для лондонского сборника «Даиратуль-маариф».
В то время татары в основной своей массе выступали против фотографирования, но сам Марджани говорил, что фотография не противоречит исламу. Для примера он приводил османских турков и бухарских эмиров, которые охотно пользовались этим новшеством.
• Марджани очень любил собирать древние артефакты и посуду. Если что-то подобное вызывало у него особый интерес, то он не скупился денег, чтобы это приобрести.
• Марджани придавал большое значение снам и их толкованию. Если он видел какой-то интересный сон, то обязательно об этом рассказывал. По повествованиям самого Марджани известно, что в свои юные годы хазрат один раз во сне видел пророка Мусу (а.с.) и два раза хазрати Умара (р.а.)
Фото: Рашид Маликов. Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX-XX вв.
• У Марджани было хорошее чутье на людей, он сразу мог определить, одарил Всевышний человека талантом или нет.
Однажды во время маджлиса в доме хазрата вдруг стали плохо отзываться о молодом имаме – Галимджане Баруди. Некоторые принижали его из-за происхождения, называя «солдатским сыном». На что Марджани сказал: «Хоть он и солдатский сын, но стоит выше всех имамов Казани. В этом человеке есть надежда, сами увидите». Так и случилось.
• Однажды казанский губернатор решил оказать визит вежливости и приехал к Марджани домой. Прислуга, не придав визитеру особого значения, сказала, что Марджани спит, и отправила его обратно. Когда Марджани проснулся, ему доложили, что приезжал какой-то русский богач, и они не стали будить хазрата, а проводили гостя. Узнав, кто на самом деле был тот богач, позже, в качестве извинений, Марджани в своем доме организовал особый прием для губернатора.
• Марджани всегда старался закончить начатое дело, каких бы усилий это ему не стоило. Причем на его пути могли появиться гора преград, море клеветы и куча доносов. Он не придавал значения оценкам современниками его трудов. Марджани говорил: «Сказанные мною слова, сделанные дела, для мусульман представляют пользу и настоящую истину. Если сегодня это не ценят, то найдутся те, кто оценит в будущем!»
Какой была семейная жизнь Шигабутдина Марджани?
Мухсин Нурулла