Помимо Бахчисарая и Ак-Мечети (Симферополь), крупным городским центром ханства был Гёзлев (единственный порт ханства). Эвлия Челеби отмечал в Гёзлеве 24 михраба (мечети), не считая квартальных, 12 из которых были султанскими соборными, остальные построены были на частные средства «благородных людей». Финансовая независимость мусульманских духовных центров обеспечивалась вакфами.
Сохранялась практика поддержки ханской администрацией суфийских миссионеров, которые селились в пустынных районах, обрабатывали не тронутую до тех пор землю, благоустраивали ее и создавали религиозные центры. Эвлия Челеби упоминает о существовании суфийских обителей во всех городах и многих селениях ханства.
Путешественник сообщает, что в Крымском ханстве широкое распространение получили различные направления суфизма, прежде всего колечли – последователи святого Ахмада-эфенди из селения Колеч, недалеко от Кафы (Феодосии).
Исследователи считают возможным отнести представителей колечли к одному из многочисленных ответвлений накшбандийа.
Многие крымские суфии, в том числе представители ханской династии, принадлежали к тарикату мевлевийа. Последователей шейха Якуба-эфенди из Инкермана Эвлия Челеби характеризовал как приверженцев братства халватийа.
О том, что подобные духовные центры имели поддержку государства, сообщает историограф крымских ханов Мухаммед Риза: суфийские обители, расположенные в селениях Колеч, недалеко от Кафы (Феодосия), Чуюнджи – возле Ак-Месджита (Симферополь), Качи – в долине одноименной реки, селение Ташлы – в степном Крыму (нынешний Красногвардейский район), он называет «четырьмя столпами государственного трона и блюстителями ока правительственных дел».
Какими полномочиями обладал хан в Крымском ханстве?
На значительную роль данных религиозных центров в истории крымского суфизма (и ислама в целом) обращают внимание многие исследователи, отмечая, что выходцы из «четырех очагов» (дёрт оджак) часто занимали ключевые государственные посты в Крымском ханстве, получали различные пожалования и льготы.
В коллекции тарханных ярлыков крымских ханов, опубликованных В. Д. Смирновым, представлены два ярлыка Мухаммада Гирея 1577 г., в которых были зафиксированы пожалования ежегодной пенсии в размере 4000 новых акче «знаменитейшему из шейхов» Абди-шейху.
Такие пожалования становились наследуемым достоянием, в частности, потомки «мевляна Абди-шейха» получали освобождение от повинностей и сборов на протяжении жизни нескольких поколений.
Особое место в развитии суфизма в Крыму занимают азизы (азиcы) – места захоронений мусульманских подвижников, ставшие объектами почитания и паломничества. Очень часто при святых местах возводились религиозные сооружения: мечети, дюрбе, текие.
Например, в Эски-Юрте (средневековое поселение в юго-западном Крыму, в настоящее время – исторический район в западной части г. Бахчисарай) при азизе Малик-Аштера была сооружена мечеть, служившая одновременно в качестве текие общины суфиев (перестроена в 1914 г., разрушена в 1955 г.). На территории кладбища до настоящего времени сохранилось 4 дюрбе.
Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина