Крымские суфии и финансовая независимость: где брали средства для мусульманских центров?
Помимо Бахчисарая и Ак-Мечети (Симферополь), крупным городским центром ханства был Гёзлев (единственный порт ханства). Эвлия Челеби отмечал в Гёзлеве 24 михраба (мечети), не считая квартальных, 12 из которых были султанскими соборными, остальные построены были на частные средства «благородных людей». Финансовая независимость мусульманских духовных центров обеспечивалась вакфами.
Сохранялась практика поддержки ханской администрацией суфийских миссионеров, которые селились в пустынных районах, обрабатывали не тронутую до тех пор землю, благоустраивали ее и создавали религиозные центры. Эвлия Челеби упоминает о существовании суфийских обителей во всех городах и многих селениях ханства.
Путешественник сообщает, что в Крымском ханстве широкое распространение получили различные направления суфизма, прежде всего колечли – последователи святого Ахмада-эфенди из селения Колеч, недалеко от Кафы (Феодосии).
Исследователи считают возможным отнести представителей колечли к одному из многочисленных ответвлений накшбандийа.
Многие крымские суфии, в том числе представители ханской династии, принадлежали к тарикату мевлевийа. Последователей шейха Якуба-эфенди из Инкермана Эвлия Челеби характеризовал как приверженцев братства халватийа.
О том, что подобные духовные центры имели поддержку государства, сообщает историограф крымских ханов Мухаммед Риза: суфийские обители, расположенные в селениях Колеч, недалеко от Кафы (Феодосия), Чуюнджи – возле Ак-Месджита (Симферополь), Качи – в долине одноименной реки, селение Ташлы – в степном Крыму (нынешний Красногвардейский район), он называет «четырьмя столпами государственного трона и блюстителями ока правительственных дел».
Какими полномочиями обладал хан в Крымском ханстве?
На значительную роль данных религиозных центров в истории крымского суфизма (и ислама в целом) обращают внимание многие исследователи, отмечая, что выходцы из «четырех очагов» (дёрт оджак) часто занимали ключевые государственные посты в Крымском ханстве, получали различные пожалования и льготы.
В коллекции тарханных ярлыков крымских ханов, опубликованных В. Д. Смирновым, представлены два ярлыка Мухаммада Гирея 1577 г., в которых были зафиксированы пожалования ежегодной пенсии в размере 4000 новых акче «знаменитейшему из шейхов» Абди-шейху.
Такие пожалования становились наследуемым достоянием, в частности, потомки «мевляна Абди-шейха» получали освобождение от повинностей и сборов на протяжении жизни нескольких поколений.
Особое место в развитии суфизма в Крыму занимают азизы (азиcы) – места захоронений мусульманских подвижников, ставшие объектами почитания и паломничества. Очень часто при святых местах возводились религиозные сооружения: мечети, дюрбе, текие.
Например, в Эски-Юрте (средневековое поселение в юго-западном Крыму, в настоящее время – исторический район в западной части г. Бахчисарай) при азизе Малик-Аштера была сооружена мечеть, служившая одновременно в качестве текие общины суфиев (перестроена в 1914 г., разрушена в 1955 г.). На территории кладбища до настоящего времени сохранилось 4 дюрбе.
Суннизм и Крымское ханство: как шло распространение ислама?
"История ислама в России" под общей редакцией Р.М. Мухаметшина
Читайте также:
-
За что мусульманин будет держать отчет в Судный день?
Однажды Муса (алейхи салям) обратился к Аллаху с дуа: «О, Господь! Покажи мне одного из своих друзей». Аллах Всевышний ниспослал Мусе (алейхи салям) следующее откровение: «Взойди на такую-то гору. На этой горе войди в такую то пещеру. И в этой пещере ты увидишь одного из моих друзей».
Отправившись в указанное место, Муса (алейхи салям) обнаружил там мертвого человека
-
Коран, сунна и ИГИЛ: есть ли связь?
Радикальная террористическая организация ИГИЛ, позиционирующая себя как исламская организация, продолжает уничтожать культурно-исторические ценности. Боевики с одинаковой жестокостью уничтожают исторические памятники как общемировой, так и мусульманской культуры. Сравняв с землей архитектурно-исторические памятники, возраст которых более трех тысяч лет, ИГИЛовцы с тем же хладнокровием взорвали мечеть Хема Кадо и расположенные в них усыпальницы, относящиеся к османскому периоду.
-
Исламская линия доверия: "После родов жена изменилась до неузнаваемости"
Вот уже 1,5 года как я женат и от этого брака имею сына. После родов она начала меняться и наши отношения начали ухудшаться. Между нами не осталось ничего, что бы радовало меня...
-
Как побороть в себе шайтана?
Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и этот кусочек – сердце».
-
О произнесении вслух «Аминь» после суры «Фатиха» в намазе
По мнению Шафиитского и Ханбалитского мазхабов, в намазах, где Коран читается вслух, аминь так же произносится вслух, а в намазах, где Коран читается про себя, аминь так же произноситься про себя. Исходя из этого, в обоих ракаатах утреннего намаза, а так же в первых двух ракаатах вечернего и ночного намазов, произнесение слова «аминь» вслух, является сунной. В третьем и четвертом ракаатах этих намазов, а так же в полуденном и послеполуденном намазах, аминь, в соответствии с сунной, произносится шепотом.
-
Коран о слухе и зрении. Интересные факты
В Коране Всевышний Аллах говорит: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце - все они будут призваны к ответу» (сура «аль Исра», «Ночной перенос», аят 36) В другом аяте говорится: «Вы не укрывались от свидетельств вашего слуха, ваших взоров и вашей кожи. Но вы предполагали, что Аллах не знает многого из того, что вы совершали» (сура «аль Фуссилят», «Разъяснены», аят 22) Также в суре «аль Анъам» («Скот») приводится следующий аят:
-
Что такое истихаза?
Если у женщины через какое-то время после месячных, длившихся десять дней, появится кровяное пятно, будет ли это считаться месячными? И нужно ли из-за появления этого пятна совершать гусуль?
-
Ханафитский мазхаб: Богословско-правовая школа Имама А'зама Абу Ханифа
Основатель первого из 4-х сохранившихся до нашего времени мазхаба Суннитов Имам А'зам Абу Ханифа, да будет милостив к нему Аллах, выходец из Персии, жил в Куфе и умер в Багдаде. Настоящее имя Имама А'зама Абу Ханифа – Нуман б. Сабит. Его деда, принявшего Ислам, также звали Нуман (да будет милостив к ним Аллах). Он первый из 4-х главных Имамов Приверженцев Сунны. Слово «Имам» здесь обозначает «ученый высшей категории». Великий Имам А'зам Абу Ханифа является опорой религии Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.