Газета «Тарджуман» («Переводчик») была тюркоязычной газетой, основанной в 1883 году. Исмаил Гаспринский, крымско-татарский публицист и общественный деятель, стал ее основателем и редактором. Газета играла важную роль в распространении тюрко-татарской литературы и культуры, а также в обсуждении социальных и политических вопросов своего времени.
«Тарджуман» Исмаила Гаспринского являлась одним из первых печатных изданий мусульман России, способствовавших формированию национального самосознания и образования тюрко-мусульманской интеллигенции.
Гаспринский стремился поддерживать образование и просвещение, использовав газету для распространения знаний, а также привлечения внимания к социальным и политическим вопросам, важным для мусульман России.
2024-й объявлен для татарского мира Годом личностей
Среди меценатов помогавших изданию газеты были золотопромышленники братья Рамиевы из Оренбурга, Акчурины из Симбирска, Гаджи Зейналабдин Тагиев из Баку.
Газета оказала значительное воздействие на развитие культуры и образования среди российских мусульман в конце XIX - начале XX века, оставаясь важным источником информации и мнений в этом периоде. Предлагаем вашему вниманию статью «Казанская махалля в Стамбуле», опубликованную в газете «Тарджуман» 26 июля 1894 года.
Когда поволжские татары переезжают в какое-либо место, приезжают в какой-то город по торговым или иным делам, то начинают сразу объединяться и пускать свои корни. В этом плане народы Крыма и Кавказа им уступают, уехав в чужие края они смешиваются с другими народами, если их численность небольшая у них не получается создать там свое общество и махаллю.
Произведение, благодаря которому появился джадидизм
Что удивительно, в городах как Одесса, Севастополь, Ростов-на-Дону, Владикавказ, Тифлис (“Казан-татара”: история забытой татарской мечети в Тбилиси), Баку и других, расположенных по соседству с Кавказом и Крымом, именно переселенцы из Поволжья представляют суннитские махалли, строят суннитские мечети и организуют школы.
В свое время они создали свои организации в Китае, Туркестане, Бухаре, а в недавнее время стали на путь основания «Казанской махалли» в Лучезарной Медине, Египте и Стамбуле.
В этом визите в Стамбул я увидел, что они приступили к организации здесь своей национальной гостиницы, чайханы и столовой. В последующем они планируют создать свою отдельную махаллю. Эта энергия и единство которые можно обнаружить у поволжских мусульман, является для них естественным положением вещей.
Несмотря ни на какие трудности, они не боятся работы, если они прислуживают, то делают это с преданностью. Они стремятся заниматься торговлей и имеют к этому особую способность. Так поволжский мусульманин сегодня грузчик, завтра повар или кучер-повозчик, а после и вовсе начинает мелкую торговлю. Таким образом он на своем опыте хорошо знает ценность времени и заработанных денег и со временем превращается в более крупного торговца.
В таком положении он считает уже своим долгом построить мечеть или школу или организовать махаллю. Потому что его истинная цель и самая большая гордость состоит именно осуществлении такого дела. Поэтому если 5-10 казанских или оренбургских мусульман собрались в одном месте, то сразу создается общество.
«Татарин – это не только человек, который может говорить на татарском»
В написании материала использованы источники:
Телеграмм канал t.me/dr_bormotucher
Телеграмм канал t.me/enalapichniye