Политика Советской власти по отношению к религии в годы правления Н. Хрущева
Во время своего правления Н. Хрущев организовал новую волну гонений на религию, масштаб которых можно сравнить с 30-ыми годами 20-го века. И хотя священников не расстреливали и не сажали в массовом порядке, удар по религиозным общинам был нанесен очень чувствительный. По его прямому указанию стал проводиться негласный курс на сокращение количества религиозных объединений вообще и мусульманских в частности.
Еще в 1950 году в советской печати начинают появляться статьи о том, что религия не отомрет сама по себе в социалистическом обществе, так что следует усиливать антирелигиозную пропаганду.
4 октября 1958 года ЦК принял секретное постановление «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК по союзным республикам «О недостатках научно-атеистической пропаганды», в котором партийным, комсомольским и общественным организациям предписывалось развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей. Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.
В 60-е годы начинают набирать силу социологические исследования советского общества с целью прозондировать ситуацию, сложившуюся в стране. Согласно этим исследованиям уровень религиозности советских граждан в среднем составлял 20-25 %, и в сельской местности был выше, чем в городской. Однако официальная статистика, которая публиковалась открыто уже была подкорректирована: так в среднем по стране процент неверующих указывался величиной в 80 %, верующих — 8-10 %, остальных относили к «колеблющимся». На местах вопрос решался еще проще –чтобы не портить общую отчетность, отказывали верующим в регистрации религиозных объединений.
В 1965 году Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР был объединен с Советом по делам Православной церкви. Был образован один Совет по делам религиозных культов, главной задачей которого было «всемерно содействовать угасанию религиозных организаций».
Как велась эта работа, свидетельствуют многочисленные письма верующих в органы власти. Вот, например жалоба верующих села Тебек-Махи Левашинского района ДАССР Н.С. Хрущеву и К.Е. Ворошилову на произвол местных властей, ярко иллюстрирующая их методы работы с верующими:
«…В один день районное руководство во главе с секретарем РК КПСС приехало в селение. Несмотря на наше упорное сопротивление, насильственно выбросили из мечети все имущество без всякого учета. Арестовали наших уполномоченных, целую неделю находились в ауле вместе с милицией и разгоняли нас. Ни в чем не виновных людей [привлекли к уголовной ответственности] и возбудили дело за хулиганство, и осудили на разные сроки.
…Парторг [колхоза] и председатель сельсовета получили по выговору...».
От политики по отношению к религии страдали не только рядовые верующие, но даже официально зарегистрированные служители культа, не смотря на то, что они «держали нос по ветру» и усиленно поддерживали политику партии в религиозном вопросе: Вот, например, выдержка из обращения в СДРК муфтия Духовного управления мусульман Северного КавказаМагомеда-хаджи Курбанова:«…Что касается других служителей религиозного культа, таких как кадии, муллы и другие, то их деятельность направлена на выполнение религиозных обрядов среди верующих. Наша деятельность общественно полезна и во многом противоположна их деятельности... Мы не допустили открытия не зарегистрированных мечетей в 40 населенных пунктах. Мы запретили посещение мечетей женщинами, детьми и школьниками. Мы запретили религиозное обучение детей…». В связи с этим муфтий ходатайствует об освобождении от налогов, которыми его и секретаря ДУМСК обложили советские власти (« Записка муфтия Магомеда-хаджи Курбанова в Совет по делам религиозных культов при Совете министров СССР с просьбой о снижении взимаемого с него и с секретаря ДУМСК подоходного налога»).
В Поволжье прямым ходом шла урбанизация: на месте деревень начинались комсомольско-молодежные стройки, на месте которых возникали города (яркий пример –Набережные Челны) в которых уже не было ни мечетей, ни национальных школ, ни очагов национальной культуры. Так ковалась новая «историческая общность» - советский народ.
В 1963 году в Татарстане существовало 11 мечетей, но параллельно с ними существовало 646 неофициальных религиозных групп с 366 нелегальными муллами. В 1965 году в Башкортостане на 16 мечетей приходилось 98 неофициально действующих религиозных объединений.
В 1960 году окончательно утверждается негласная установка СДРК -1 мечеть для 1 города. Попытки верующих изменить эту «норму» натыкались на прямое противодействие Совета. Так, например, попытка верующих добиться разрешение на восстановление сгоревшей мечети в Уфе в 1960 году была пресечена инспектором Совета Смирновым. Когда верующие попросили у него содействия,чтобы попасть на прием к Хрущеву для решения этого вопроса, он ответил им, что «у верующих нет оснований для того, чтобы жаловаться союзному правительству и лично товарищу Хрущеву Н.С., занятому весьма важными государственными делами, волнующими миллионы людей».
О том, чем руководствовались государственные и партийные функционеры в своем отношении к религии красноречиво говорят выдержки из других документов СДРК.
Так, например, в ответ на жалобы мусульман города Молотова на то, «что горсовет из двух мечетей, которые были до 1940 года в собственности мусульман, ни одной не возвращает мусульманам, а наоборот, оскорбил чувства верующих тем, что переконструировал большую мечеть и сделал из нее архив», инспектор СДРК Приходько заявил, «что в 1918 году декретом Советского правительства все культовые здания были национализированы, после чего действующие из них были переданы верующим в бессрочное и бесплатное пользование. Так что в 1940 году эти здания были собственностью не мусульман, а государства, и в известных случаях, когда государству это необходимо, оно может изъять то или иное здание для своих нужд. Что касается устройства в недействующей мечети архива, то это не может означать оскорбления чувств верующих, т. к. это не клуб с танцами и не помещение, где разводили бы свиней и т. д».
Однако, как это не парадоксально период гонений на религию во времена правления Хрущева совпал по времени с политикой сближения с некоторыми арабскими странами, на которые вожди СССР делали ставку в деле распространения идей социализма на Ближнем Востоке. Учитывая все многообразие исламского фактора в этих странах коммунистические вожди пытались изобразить дело так, что мусульмане в СССР пользуются полной религиозной свободой.
В целом 60-ые годы можно охарактеризовать как годы падения интереса к религии. Научные достижения того периода (освоение космоса, атомная энергетика, прогресс средств массовой информации, в том числе появление телевидения), в которые немалый вклад сделал и СССР вкупе с идеологической обработкой населения казалось бы медленно, но верно делают свое дело и ленинский тезис о постепенном отмирании религии по мере развития социалистического общества вроде бы находит свое подтверждение. Хрущёв объявил о начале перехода СССР в период «предкоммунистических отношений», когда распространение научных «знаний» не оставляет место для верыв Бога.
Из 2307 существовавших к 1961 году религиозных объединений мусульман к 1971 году осталось 1087 (47% от указанного числа), то есть число мусульманских религиозных объединений сократилось более чем в 2 раза ( в то время как общее число религиозных объединений сократилось лишь на 30%).
Но не все было так однозначно и последовавшие за этим события показали, что идеологи коммунизма сильно заблуждались, да и самому социализму оставалось существовать не более 30 лет, но эти 30 лет надо было еще прожить...
Ильдар Мухамеджанов