Китайский посол Ван-Ян-Ди об особенностях государственного уклада тюркских народов
Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган (1890-1970) в свое время исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.
Islam-today предлагает вниманию читателей отрывки из указанной книги.
Особенности государственного уклада тюрок. В те времена часть тюркских племен вели кочевой образ жизни. А вот население Уйгурского, Тукуз-огузского, Булгарского и Хазарского ханств было оседлым, поэтому их жизнь отличалось в культурном аспекте. Уйгуры проживали на Тянь-Шане по соседству с китайцами, а потому им была не чужда древняя культура этого народа. Тукуз-огузы, булгары, хазары издавна тяготели к Исламу и арабской культуре и, естественно, впитали в себя арабскую культуру. Однако, даже ведя оседлый образ жизни, тюрки в летний период предпочитали выбираться из своих жилищ на степной простор в свои излюбленные кочевья. Булгарский хан, а также правители Хазарского и Уйгурского ханств со всей своей челядью неизменно проводили лето в степи, а вот зимний сезон они проживали в городских условиях. Государственные учреждения и резиденции ханов располагались в городах.
Вот как описывает жизнь уйгуров китайский посол Ван-ян-ди, который прибыл в город Гаучан (располагался неподалеку от Турфана) со своей миссией к уйгурскому хану Арслану в 981 году по милади: «Народ у них подразделяется на «белую кость» (беки, тарханы) и «черную кость» - все остальное население. Люди здесь очень музыкальны, большое распространение получили такие музыкальные инструменты как мандолина и 25 струнная гитара. Уйгуры в больших объемах производят и продают в соседние страны белый войлок, узорчатые ткани, соболиные шкуры. Мужчины предпочитают верховую езду на лошадях, во время выездов их непременно сопровождает национальная музыка и песни. В этой стране очень мало нищих, да и те немногочисленные нуждающиеся состоят на полном обеспечении за счет казны. Здесь много долгожителей, смертность среди молодежи почти отсутствует, так как у них развита медицина и врачевание. Во время нашего визита хан отдыхал в своей летней резиденции близ Урумчи, а его основная ставка находится в городе Гаучан. Ханство густо заселено и народ активно занимается скотоводством.
Даже хан, его супруга, наследники имеют собственные многочисленные табуны лошадей, которые пасутся вольно в степи и поголовье их не поддается исчислению. Неотлучно при хане находятся музыканты, так что трапезы проходят под аккомпанемент оркестра. Город утопает в благоухающих садах, здесь множество зданий, украшенных высокими башенками, а также изящных беседок. Народ весьма сознательный, образованный, верный, искренний и исполнительный, очень легкий на подъем и трудолюбивый. Среди уйгуров добрый скакун ценится очень высоко. За хорошего коня уйгуры дают приличный рулон шелка, а лошадь-доходяга не стоит и трех аршин шелка. Здесь и богачи и простой люд потребляет в пищу исключительно мясо, а этого добра в стране уйгур много. Вся территория уйгуров для удобства в управлении разделена на более мелкие ханства. Арслан хан со своей резиденцией в Гаучане является самым главным правителем. Государственное управление устроено с умом и отличается высокой культурой, все дела организованы по порядку. Сам правитель в лице хана разрешает только важные государственные вопросы, более мелкие дела осуществляют нижестоящие чиновники – акимы (беки)».
Арабские путешественники, побывавшие на землях булгар и хазар, точно также как и этот китайский посол Ван-ян-ди описывают состояние дел в Булгарском ханстве. Города, возведенные булгарами, ничем не отличались по своей красоте и удобствам от указанных уйгурских городов. Эти два народа и булгары и уйгуры занимались хлебопашеством, орошали свои пашни при помощи специальных оросительных каналов (водопровода). Занятие хлебороба считалось святым делом. Кроме того булгары были искусными ювелирами. Они производили украшения, посуду и домашнюю утварь из золота, серебра, меди и железа. Церемония принятия послов, как у булгар, так и у уйгур не отличается. Гости должны были пожить шесть-семь дней близ резиденции, прежде чем хан примет их у себя. Хан во время церемонии принятия подарков от великих правителей (к примеру, от китайского падишаха или мусульманских эмиров) непременно совершал земной поклон-саджду, тем самым подчеркивая сове почтение и уважение этим могущественным персонам. И у булгар и у уйгуров было чрезвычайно развито скорняжное дело. Помимо этого булгары преуспели в производстве тканей, изготовлении мыла и свеч.
Islam-Today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.
Читайте также:
-
Мне кажется, мой родной брат проявляет ко мне сексуальный интерес
Помогите, пожалуйста. Я не знаю, что мне сейчас делать. Вчера ночью проснулась от непонятного шума. Сон у меня очень чуткий. Я проснулась и вижу: рядом с моей кроватью стоит мой младший брат с телефоном в руках, одеяло с меня откинуто. Я так поняла, что он хотел сфотографировать меня. Он откинул одеяло, и я от этого проснулась. Сразу не поняла, в чём дело… говорю: что ты тут делаешь?.. он отскочил… пробормотал что-то… якобы ему зарядка для телефона была нужна… и выскочил из комнаты. Дома никого не было, кроме нас с младшей сестрой
-
Али ибн Абу Талиб - четвертый праведный халиф
Ислам богат событиями, наполняющими его героическую и драматическую историю. Деятельность халифа Али (Али ибн Абу Талиб), ставшего четвёртым праведным халифом наполнена важными, с исторической и религиозной точки зрения, событиями.
Праведный халиф Али встречается в истории и под другими именами: Абу Хасан, Абу Тураб и Хайдар. Али был братом и зятем Пророка Мухаммада( мир ему и благословение Всевышнего!).
Фигура праведного халифа Али взошла на небосклоне истории Арабского халифата в самые тяжёлые для страны времена. Государство находилось в смутном положении, шла гражданская война. В такие периоды обществу нужны мудрые правители, способные остановить кровопролитие, привести в порядок государственные институты, наладить деятельность суда и вернуть страну в мирное русло.
Историческая роль халифа Али в Исламе
После убийства халифа Усмана, когда общество было расколото на части, народ обратился к Али с просьбой взять управление Халифатом в свои руки. Заручившись поддержкой своих сподвижников, собрав армию, Али нанёс сокрушительное поражение войскам мятежников в битве под Басрой в 656 году, вошедшей в историю под названием «Верблюжья».
Страна заслуживала мира, но внутренние противоречия не давали возможности для её спокойного развития. Мятежные группировки в Египте и в Ираке под предводительством Му`авии ибн Абу Суфьяна начали открытый мятеж против халифа Али. Армия Али смогла одержать победу при Сиффине в 657 году, но до мира было ещё далеко. Образовавшаяся мятежная секта хариджитов восстала против халифа Али.
В битве при Нахраване в 658 году, армия халифа Али вновь одерживает победу, но до конца разгромить мятежников не получается. Воспользовавшись нестабильностью, внутренними раздорами, хариджиты сумели осуществить заговор против халифа. Армия Али смогла противостоять войскам Му`авии, но сам халиф попав в плен был убит.
После смерти праведного халифа Али в Исламе началось противостояние между суннитами и шиитами. Все усилия, попытки мудрецов Ислама устранить противоречия не привели к желаемому результату.
Четвёртый праведный халиф Али – выдающийся политический и религиозный деятель в истории Ислама и Халифата. В жизни сам Али пережил много значимых событий. Принятие Ислама, поддержка пророка и своего учителя Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего!) в самые тяжёлые минуты его жизни, деятельность в качестве кади позволили Али стать тем, кем он вошёл в историю и заслужил любовь народа.
Природная мудрость, тяга к знаниям, понимание закона и справедливости, умение вести политический диалог и беседовать с политическими противниками, сделали Али поистине великим государственным деятелем.
-
Может ли Иблис быть прощен Всевышним?
Правда ли, что рано или поздно Иблис тоже может раскаявшись вернуться на путь истины?
-
Лучшее поклонение в первые 10 дней Рамадана
Рамадан условно можно разделить на три части, первые десять дней Рамадана известны как «10 дней милосердия». Рамадан – месяц, предоставляемый возможности для духовного обогащения, но что на самом деле заключается это милосердие для мусульман?
-
8 вещей, которые родители должны своим детям
Многие из нас уже родители, остальные станут в будущем по милости Всевышнего Аллаха. Дети – это бесценный дар и благословение Аллаха, но также и испытание для нас. Какими мы родителями будем, каких детей воспитаем, как будем общаться с ними – все это важно в выстраивании отношений со своими детьми и, конечно, Аллахом. Какие моменты нужно учесть, о чем нельзя забывать в воспитании детей, и об этом сегодняшняя статья.
-
11 причин сказать "АльхамдулилЛях"
Благодарность Аллаху должна быть естественным состоянием мусульманина, независимо от обстоятельств. Всевышний Аллах сказал: «Так поминайте же Меня, (и) Я вспомню вас, благодарите Меня, не будьте неблагодарными…» («Корова», 152).
-
Поступок, из-за которого ангелы будут проклинать женщину
Пророк (мир ему) сказал: «Не склоняйся передо мной и пусть никто не склоняется перед созданиями. Однако если бы (пришлось) мне повелеть кому-нибудь из людей кланяться перед другим в земном поклоне, то я бы конечно велел женщине склониться перед её мужем».
-
Может ли по Исламу обычный человек иметь сверхъестественные способности?
В Исламе существуют два разных понятия, которые на русский язык обычно переводятся как чудо, — это “муджиза” и “карамат”. Чем же они отличаются друг от друга?