Казанское ханство образовалось в результате борьбы за власть претендентов на трон в Золотой Орде. Власть в новом государстве принадлежала потомкам Чингизхана, а территория включала земли Волжской Булгарии.
Мусульманское духовенство Казанского ханства «было большим сословием», которое имело систематизированную и разветвленную иерархическую структуру, во главе которой стоял сеид, затем – сеидзаде (сын сеида, наследник духовного сана), шейхи (видные мусульманские деятели, богословы, знатоки преподавания религиозных дисциплин, главы суфийских братств), хакимы (главные судьи, государственные деятели), кадии (мусульманские народные судьи), факыйхи (знатоки исламского права), муллы или имамы, муэдзины, хафизы (профессиональные чтецы Корана наизусть), хаджи (люди, которые совершили хадж (паломничество) в святые места в определенное время и с определенными условиями), остазы (профессиональные учителя), денишменды (также учителя, наставники), шейхзаде (сыновья шейха), муллазаде (сыновья муллы), шакирды (ученики различных учебных заведений, в частности медресе), дарвиши (мусульманские нищенствующие аскеты, приверженцы различных суфийских общин и братств), суфии (последователи суфийского тариката).
Несомненно, суфийский фактор оставался очень важным и в Казанском ханстве. Более того, по словам М.Худякова, именно суфии оказали большое влияние на распространение мусульманства среди инородцев и на развитие народного просвещения в крае. Их действия основывались исключительно на веротерпимости.
Золотая Орда: веротерпимость и распространение ислама
Суфийские шейхи ходили по деревням и своими проповедями обращали язычников в мусульманство, или обосновывались в языческих селениях, где жили, проповедуя ислам на личном жизненном примере. «Свою проповедь суфийские шейхи закрепляли основанием школ».
Их деятельность способствовала распространению, вместе с религией, языка, культуры, быта, обычаев предков татар и тем самым, отчасти, ассимиляции некоторых народов (например – вотяки, черемисы).
Таким образом, формирование религиозной структуры в регионе прошло несколько этапов. Первоначально зародилась махалля – мусульманская община. Впоследствии структура усложнилась. Усиление роли ислама в обществе привело к появлению религиозных ученых и учителей.
В связи с изменением политической ситуации выросло влияние духовно-нравственного направления ислама – суфизма. Это, в свою очередь, повлияло на религиозную структуру общества. Позиции мусульманского духовенства усилились.
В период становления Казанского ханства светские правители – ханы и духовенство – саиды становятся политическими конкурентами. Согласно некоторым источникам, местное население, видимо, в большей мере руководствовалось фетвами духовенства, нежели приказами ханов.
Амишев Р.И.