В 1927 году Исхак решил использовать более организованные формы религиозно-просветительской и культурной работы среди молодежи, создав организацию со своим уставом. Его поддержали друзья: 24 апреля 1927 года состоялось первое организационное собрание, на котором было около 10 человек. Самым старшим был восемнадцатилетний Зуфар Абдуллин, а самым младшим – тринадцатилетний Абдулла Абдарахманов — автор журнальных заметок, Магсум Габитов и Зайнулла Зиганшин.
Был принят устав организации, в котором предусматривалось, что в организации, получившей название «Хакикат Юлдузы» («Звезда Правды»), могли быть молодые люди в возрасте от 14 до 18 лет (допускались исключения по возрасту для тех, кто уже ранее состоял в коллективе журнала), верующие, пишущие для журнала заметки и читающие его. В размере 5 копеек были установлены членские взносы. Участник должен был участвовать в пропагандистских мероприятиях по защите религии.
Кроме всего, член организации должен был соблюдать чистоплотность, правила личной гигиены и не вредить организации на почве личных счётов. При написании заметок и статей ребята из-за боязни насмешек за возможные ошибки подписывались псевдонимами. Их они употребляли и в общении. Так И. Закиров был «Изаком», З. Абдуллин «Зигином», Г. Габитов — «Ильгамом».
Помимо выпуска журнала организация проводила различные игры для членов. Одну из таких игр придумал Исхак. Называлась она «Игра в государство». Имитировались товарно-денежные отношения. Для этого делались игрушечные деньги и т.п.
Однако вскоре и выпуску журнала, и этим играм пришел конец, потому что в дела молодых верующих вмешалось ОГПУ. Известный по документальной повести «Крутой маршрут» Е.Гинзбург, следователь Царевский задолго до дела Гинзбург отрабатывал приёмы поиска и разоблачения «врагов народа». Одним из первых его опытов было «Дело о молодёжной религиозно-националистической организации «Хакикат Юлдузы», постановление о следствии по которому он принял 29 мая 1928 года. Через допросы «разоблачителя» прошли многие члены организации, в том числе и тринадцатилетний Анвар Исмагилов и Абдулхак Сагеев, арестованный в городе Усть -Сысольске, где находился у родителей. Этапом его доставили в Казань. Царевский понимал, что на подростках «большого дела» не сделаешь, и стал привязывать к нему взрослых, которые находились уже на примете и должны были попасть в отчёт по разоблаченным мусульманским контрреволюционерам.
В протоколах стали фигурировать фамилии Галимджана Шарафа, видного учёного, которого ребята в своих заметках защищали от нападок прессы; Гаяза Якупова, муллы Казаковской мечети, к которому И. Закиров носил на рецензию один из номеров журнала; муэдзина этой мечети Шарифзяна Ибрагимова, у которого ребята, по мнению Царевского, незаконно получали религиозное образование; а также отца Исхака, в доме которого собирались ребята. Ничего существенного Царевский не смог «накопать». Однако «любое лыко шло в строку». Даже такой факт, что в одном из январских номеров журнала день рождения Ш. Марджани был отмечен заглавными буквами, а дата смерти В. Ленина — строчными, всё одно — «контрреволюция и антисоветчина». Показательно, что ребята на допросах не валили друг на друга и не говорили того, чего на самом деле не было. А отец Исхака, Кадыр абы, заявил, что гордится своим сыном.
Конечно, дело было доведено Царевским до конца. Он вынес обвинительное заключение по пятьдесят восьмой статье членам прихода Казаковской мечети Закирову Кадыру Закировичу, Ибрагимову Шарифзяну Ахметовичу, Якупову Гаязу Сагетдиновичу и самому старшему члену организации Зуфару Абдуллину. Взрослые по решению Коллегии ОГПУ в Москве были отправлены на три года в Соловецкий концлагерь, а Зуфар Абдуллин был сослан на три года в Сибирь. Так закончилась непродолжительная история рукописного журнала «Ислам баласы». Но на этом не закончилась жизнь героев этого очерка. События почти восьмидесятилетней давности откликнулись в 1995 году, когда автор этих строк разыскал последнего свидетеля тех событий Усмана Закирова, родного брата Исхака.
Ровель Кашапов
С предыдущими частями можете ознакомиться здесь: "Дитя ислама". Часть 1