«Тому, кто пешком совершит хадж в Мекку, до возвращения из Мекки запишут за каждый шаг по семьсот воздаяний, каждый из которых равен добру, сделанному на земле Харама. А каждое добро Харама равно ста тысячам обычных добрых дел» (имамы Ибн Хузаймат и Хаким).
А мы продолжаем рассказывать вам о том, какие изменения претерпевал хадж с развитием Российского государства.
Начало - История хаджа: когда российские мусульмане впервые получили возможность совершать хадж?
К концу XIX века у российской имперской власти складывается определённый политический интерес к сфере совершения хаджа, предпринимается ряд действий по его упорядочению. Одной из причин этого, по словам поручика В. И. Ярового-Равского, является то, что «возвращающиеся обыкновенно из хаджа, как это повсюду наблюдается, заметно переродившимися в духе и настроении, далеко не соответствующим целям русского правительства».
Отрицательному отношению к хаджу российских властей способствовало в том числе и наличие политической подоплеки в нахождении Хиджаза в составе Османской империи. Так, в преддверии русско-турецкой войны в 1877-78 годов шериф Мекки издавал специальную фетву, требовавшую от султана объявления войны России.
Возвращающиеся из хаджа обретали звание хаджиев. Они получали большой авторитет среди своих соплеменников, поскольку сами проходили процесс духовного обновления, а их непосредственное пребывание у мусульманских святынь вызывало среди народа чувство особого к ним почтения.
Что касается количества паломников из числа российских мусульман, то, по данным Роберта Ланды, «ежегодно 9-10 тыс. российских мусульманских подданных совершали хадж (паломничество) в Мекку и Медину. Не менее трети их были паломники из Ферганской долины».
В 1894 году консульство в Джидде провело опрос среди российских паломников. В опросе участвовало 1795 человек. Оказалось, что 75% из них — выходцы из Средней Азии, татар среди опрошенных было 46 человек. Всего паломников в тот год из России по данным консульства было 3349 человек.
Видимо, близко к истине утверждение Абдульазиза Давлетшина, который по результатам своей командировки в хадж 1898 года писал, что число собственно русско-подданных хаджиев никогда не превышает 4 тысячи человек. Эта цифра и должна быть ориентиром по количеству паломников из России в XIX веке.
По данным российского консульства в Джидде число паломников в 1901 г. составило 6 тысяч, в 1902 — 16 тысяч, в 1903 году — около 5 тысяч человек.
По результатам донесений того же Давлетшина, к которым благосклонно отнёсся император, российские власти постепенно смягчают своё отношение к хаджу, снижается и пошлина на получение заграничного паспорта.
В 1903 году в Устав о паспортах включаются временные правила для паломников мусульман, где указывается, что мусульманам выдаются паспорта особого образца, устанавливаются требования прохождения врачебно-санитарной очистки, за которые отвечают карантинные и врачебно-наблюдательные учреждения.
Таким образом, в начале XX века российские власти уже начинают способствовать совершению хаджа. Об этом, в частности, пишет русский посол в Стамбуле Николай Чарыков в 1911 году:
«Наше правительство, как известно, относится далеко небезучастно к совершению хаджа не только нашими подданными, но и мусульманами прилегающих к России среднеазиатских государств, пользующихся русскими железными дорогами и пароходами для отправления в Мекку. Наше правительство заботится о безопасности, удобстве, дешевизне и санитарном обеспечении хаджа и с этой целью между прочим, организовало и допустило целую систему льготных пароходных сообщений через Константинополь при деятельном участии русских консульских учреждений».
До революции священные места Ислама входили в состав Османской империи, а собственно Меккой управляли шарифы. Конкретно организацией хаджа ведали так называемые «далили», которые специализировались по мусульманским народам. Далили утверждались письменным фирманом шерифа Мекки.
Например, по отчету российского генерального консула в Джидде Левицкого за 1893 год приводится список далилей отдельно для андижанцев, ошцев, хивинцев, черкесов, крымских татар, дагестанцев, кокандцев, казахов и казанских татар, бухарцев и т.д.
Так, далилем казанских татар были потомки меккинца Али-Суруджа, его вакилем в Джидде был йеменец Абдуррасуль. В Медине же далилем для казанских татар в том же году трудился Саид-Шафи. Эти далили ежегодно сами выезжали в Россию для собирания хаджиев, либо присылали своих 2-3 представителей, которые попутно продавали воду источника зам-зам, чётки, финики и т.д., но самое главное – приглашали людей в паломничество.
Таким образом, в XIX веке хадж-миссии были наоборот: для каждой национальности были ответственные, т.е. далили, которые были заинтересованы в большем притоке хаджиев из курируемых ими областей. Они же на месте их встречали и занимались обустройством и технологией организации хаджа, делали эту работу они, конечно, небескорыстно.
В этой связи нельзя не обратить внимание на выход в свет в Казани в 1909 году книги Гали Ризы под названием «Путеводитель для хаджиев или рассказ о том, как их обманывают» (Хаҗиларга рафик яхуд хаҗиларның алданлыкларыны бәян вә алданмаенча йөрергә тугры тарик). В книге приводятся все расценки, указываются надёжные гостиницы и раскрываются методы обмана хаджиев далилями.
Продолжение следует…
Ильмира Гафиятуллина