Воспитанию своих детей муллы обращали особое внимание. Обучению в мектебе и медресе предшествовало тщательная домашняя подготовка. С малых лет приучали детей шариату, грамоте, нравственности и труду.
Сыновей муллы по достижению 7-8 лет отправляли в мектебе, где они получали начальное религиозное образование, затем до 20-25 учились в медресе, порой оставаясь и на лето.
После окончания некоторое время они работали в медресе в качестве халфы или же становились муллами в приходе отца или в другом месте. Как правило, муллы создавали свои семьи после окончания медресе. Невесту подбирали родители, чаще всего из семей духовенства, обращая внимание на ее род, достаток, образование и внешние данные.
Женившись, мулла строил себе отдельный дом, в чем прихожане ему активно помогали. Некоторые сыновья мулл после окончания медресе начинали заниматься торговлей.
Как писал К.Фукс: «сыновья мулл никогда не живут дома; они в продолжении года разъезжают по ярмаркам, сначала в извозах на своих лошадях, потом ездят с городскими татарскими купцами, чтобы быть при их лавках. Они приносят товары, вяжут тюки и таким образом приучаются торговле, делаются приказчиками, наживают капитал и часто выходят в купцы».
Под контролем: за какую провинность муллу могли «уволить»?
Что касается дочерей мулл, то они всегда находились рядом с родителями, получая хорошее начальное образование и воспитание. Родители заботились не только о её приданном, но и умению быть в дальнейшем хорошей хозяйкой.
Наряду с обучением в грамоте и основам ислама, обучали рукоделию, национальной кухне, ведению домашнего хозяйства. По достижению 15-16 лет заботились рано выдать замуж, зачастую за сыновей мулл, купцов, мещан.
Как писал К.Фукс о муллах: «…дочери их часто выходят за богатых Казанских татар и они за них берут большой калым».
Муллы хорошо знали друг-друга, общались, ходили в гости и поэтому часто женили сыновей или отдавали замуж дочерей за детей знакомых мулл. Это было своего рода закрепление взаимоотношений и дружбы родством.
Так, известный имам, ученый, историк Хади Атласи был женат на Хусникамал – дочери известного имам-мудариса д. Нижние Чершилы (сов. Ленинагорского р-на) Габделфаттах хазрата (у которого около 10 лет учился Ризаэтдин Фахретдин).
Дочь известного муллы Закир ишана Камалова Асьма вышла замуж за богослова Муса (Джаруллах) Бигиева. Имам Гизетулла Исхаков (отец писателя Гаяз Исхаки) д. Кутлушкино (Яуширма) Чистопольского уезда был женат на Камарии – дочери муллы Аблулвалея.
Из изученных материалов выясняется, что среди семей мулл разводы были редким явлением. Состоятельные муллы позволяли себе иметь вторую жену. Так, например имам д. Шадчи Мамадышского уезда Джамалутдин бин Бикаш, имам д. Нурлат Фахрутдин Мустаев имели две жены.
«Мухаджиры»: почему татары массово покидали Российскую империю?
Для наглядности можно описать семью известного религиозного деятеля, имама г. Чистополя Закира ишан Камалова. Его семья была большой. Он имел две жены.
Только от первого никаха с Бибигасимой воспитывались четверо детей. Одна из его дочерей – Фатима – умирает в молодости, другие две – Бибиганделип и Бибихадича – связывают свою жизнь с имамами Мухаммед-Шагитом и Шигабутдином.
Сын, Мухаммед-Наджиб, также берет в жены девушку из почтенного рода. Второй женой Закир хазрата была молодая (15-16 лет) Бибифатима, на которой он женился в солидном возрасте. Бибифатима стала одаривать мужа детьми. В скором времени общее количество детей достигло 14 (четверо умерли в младенчестве), большинство из них были девочки.
Отметим, что Амина вышла замуж за муллу Наджиба Шамсутдинова (Тунтари), Камилятенниса – за муллу Наджиба Амирхана, Тарифа – за муллу Уразгильдиева, Асьмаи-Галия стала женой, как писали уже выше, известного богослова Мусы Бигиева, Уммагульсум – женой фабриканта Абдуллы Акчурина, Шамсениса – женой «ярлы» (бедного, захудалого) Рустема Акчурина, Ажуайрия – женой мугаллима Миргалима Мансурова, Хатима в гражданскую войну умирает от тифа, будучи фельдшерицей.
«Блюстители закона»: примерные муллы и исключения из правил
Амишев Р.И.