Как цена на бумагу изменила жизнь татар

Пожалуй, ни один товар не произвел таких далеко идущих изменений в татарском обществе как бумага. В XVII–XVIII веках бумага вообще не производилась в Волго-Уральском регионе.

На самом деле бумага не производилась повсеместно в России на протяжении большей части XVIII века.

Несмотря на усилия Петра Великого по развитию бумажной промышленности в России, было подсчитано, что во времена правления императрицы Елизаветы Петровны (1741–1762) Россия производила менее половины бумаги, потребляемой чиновниками и другими ее подданными.

И имперская бюрократия, и российский потребитель полагались на бумагу, импортируемую из стран Западной и Центральной Европы (Нидерланды, Франция и др.), где к тому времени имелось более развитое бумажное производство.

Мусульмане, жившие на торговом пути из Оренбурга в среднеазиатские ханства и Индию, имели доступ к индийской и персидской бумаге.

Однако к XVIII веку индийские и персидские производители бумаги не достигли такого же уровня механизации, как их европейские коллеги.

Используя энергию воды, европейцы производили бумагу более высокого качества и в больших количествах.

Для татарских улемов, часто работавших в российских административных центрах и в крепостях или вблизи них, европейская бумага была дешевле и в большом количестве, чем персидская или индийская.

С середины XVIII века русские правители приняли более решительные меры для содействия росту отечественного производства бумаги, в том числе издали приказы о том, что все официальное делопроизводство должно вестись на русской бумаге. Все эти усилия начали приносить результат к концу века.

Резко увеличилось количество российских производителей бумаги. В то же время европейское производство бумаги продолжало расширяться, чтобы удовлетворить растущий спрос.

Для российских потребителей общим результатом этих изменений стало то, что к концу XVIII предложение на бумагу стало расти, а цена – падать.

Бумага отечественного производства стала более распространенной в России, а европейская бумага стала в основном поступать из Великобритании, Франции и Центральной Европы.

Как и чай, бумага превратилась из предмета роскоши в товар, присутствующий в повседневной жизни простых мусульман.

Крестьянская или сельская семья муллы, жившая в Казанской губернии в середине XVIII века, могла иметь небольшое количество рукописных книг.

К середине XIX века даже сельские имамы могли позволить себе собирать небольшие личные библиотеки, а крестьяне все чаще становились владельцами молитвенников, сокращенного Корана, поэтических произведений и сборников народных песен.

Первая мусульманская типография Казани: создание и трудности
Где именно в Казани располагалась эта мусульманская типография? И чьи потребности она удовлетворяла?
03.01.2022
1540

Это новое изобилие печатных и рукописных книг положило начало культурному преображению татар. Когда цены на бумагу упали, студенты медресе могли позволить себе делать собственные копии Корана, хадисов и различных юридических книг. Они также могли переписывать стихи, фетвы и трактаты, написанные их учителями.

Копирование текстов также стало вспомогательным средством для запоминания. Не все копировали собственные книги. Более состоятельные ученые могли позволить себе платить другим за копирование текстов для них.

К началу XIX века рукописи можно было дарить, покупать и продавать, а также приобретать на заказ. Внедрение книгопечатания в 1780-х годах также сформировало новую культуру. К началу XX века арабографичные книги уже печатались тиражами в тысячи и десятки тысяч экземпляров.

Эта продукция оказала заметное влияние не только на татарское общество, но и на других тюркоязычных мусульман. Таким образом, дешевая бумага стала важным стимулом в общественном и культурном развитии татар XIX– начала XX века.

Как Казань стала мировым центром исламского книгопечатания
По приказу императора Павла I в 1800 году из Санкт-Петербурга в Казань было передано типографское оборудование для печати книг с арабской графикой. Новая типография получила название «Азиатская типография».
17.11.2021
1963

Основной источник:
Исследования Даниэллы Росс

Социальные комментарии Cackle