В 1825 году при вступлении на должность второго муфтия Оренбургского магометанского духовного собрания (Муфтият) Габдессаляма Габдрахимова Уфа уже более 30 лет являлась официальной резиденцией муфтия.
Таким образом, Уфа формально выполняла функцию религиозного центра мусульман России, однако в городе все еще не было мечети.
Новый муфтий одним из первых дел обратился к мусульманам о помощи, чтобы построить в Уфе мечеть и медресе.
На просьбу откликнулся имам деревни Нижняя Ура (Богатая Ура) Казанской губернии (ныне Арский район Республики Татарстан) Фатхулла Хусаинов.
Кстати, нужно отметить, что Фатхулла хазрат тоже выставлял свою кандидатуру на должность муфтия, однако имперская администрация предпочла Габдессаляма Габдрахимова.
Это интересно: Как возникло Оренбургское духовное собрание (из рукописи одного имама)
По совету Фатхуллы хазрата известный купец и промышленник из той же деревни Габдулмумин бин Тахир бин Надир Токтамышев-Хозясеитов, в официальных русских источниках более известный как Мукмин Тагирович Хозясеитов, построил в Уфе большую мечеть, известную сейчас как Первая соборная мечеть Уфы.
Мукмин Тагирович Хозясеитов был талантливым и удачливым предпринимателем, крупным промышленником. Его род происходил из арских князей.
Он родился в 1773 году и был первенцем Тагира Хозясеитова. Мать будущего предпринимателя Салима Исхакова принадлежала к старинному роду служилых татар деревни Менгер (ныне Атнинский район республики Татарстан).
После ранней смерти отца он постоянно проживал со своим могущественным дедом и, по сути, стал его главным наследником и продолжателем фамильного дела.
Мукмин Хозясеитов, благодаря поддержке Назира бин Туктамыша, быстро добился впечатляющих успехов в производственной деятельности и начал на равных конкурировать со своими многочисленными дядями, каждый из которых имел либо мануфактуру, либо вел крупную торговую деятельность.
Он держал писчебумажную мануфактуру на речке Шоре, оборудованную двумя водяными турбинами, на которой трудились сезонно с мая по апрель месяц 16 крестьян Уржумского уезда Вятской губернии и Царевококшайского уезда Казанской губернии. Она находилась при мукомольной мельнице, принадлежавшей купцу. Мануфактура выпускала ежегодно 2500 стоп бумаги, сбывавшейся затем на рынках Средней Азии.
Он также существенно модернизировал фамильное бумагопрядильное производство, приобрел для него 35 новых стан ков и вскоре вышел на изготовление 80000 аршин кумача в год на сумму 60000 рублей.
Эта продукция пользовалась большим спросом на ведущих российских ярмарках: Нижегородской, Ирбитской, Мензелинской.
В качестве спонсора строительства каменной мечети в Уфе Мукмин Хозясеитов выделил 2 тысячи рублей и всячески помогал осуществлению проекта.
Непосредственно за процессом строительства следил лично муфтий Габдессалям Габдрахимов: он заботился о поставке строительных материалов и участвовал в подготовке плана мечети. То, что муфтию удалось привлечь богатого мецената из Казанской губернии на строительство мечети, указывает на его хорошие контакты с татарскими купцами.
Строительство мечети закончилось в 1830 году, и муфтий стал сам выполнять в ней обязанности имама. Торжественное открытие мечети было описано Гумаром бин Мухаммадом из Каргалов (Сеитов Посад) в оде под названием «Тазкира-и мофти».
Мечеть расположена по адресу г. Уфа. ул. Тукаева, дом 48. Здание мечети включено в список объектов культурного наследия и является одной из достопримечательностей Уфы.
Источники:
1. Михаэль Кемпер. Суфии и ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством. Казань. 2008.
2. Салихов Р.Р. Служилая Ура: рождение татарского капитализма. Казань. 2015.