Люди заинтересовались исчислением времени из практических соображений: времена года менялись, и нужно было знать точно, когда начинать те или иные сельскохозяйственные работы, например, посевную или уборочную. Сначала люди ориентировались по положению солнца на небе. Самые древние тексты по астрономическим наблюдения относятся к времени существования шумерско-аккадского царства и датируются между 2500 и 2000 годом до н.э. Древним египтянам было необходимо определять точную дату разлива Нила и они придумали разделить год на 365 дней.
Древние греки придумали разделить день на две части – день и ночь по двенадцать часов каждая, а в 1582 году был принят Григорианский календарь, основанный на наблюдениях за Солнцем.
В мусульманском мире астрономия достигла своего расцвета в девятом веке. Здесь главным стимулом для развития послужила потребность точного определения времени молитвы. Мусульмане также приняли во внимание тот факт, что длина ночи и дня изменяется в зависимости от времени года – дни длиннее летом и короче зимой, а ночи – наоборот. Мусульмане активно пользовались солнечными часами и астролябией, изобретёнными в древней Греции.
Первая обсерватория была создана в Багдаде в первой половине девятого века. В это же время здесь при халифе аль-Мамуне был создан «Дом Мудрости» («Байт аль-хикма), что-то вроде академии наук, где работали ученые из Сирии, Египта, Персии, Хорасана и Мавераннахра. Среди них был и «отец алгебры» Мухаммад аль-Хорезми – выдающийся математик и астроном.
Он осуществил доскональные расчеты позиций солнца, луны и планет, солнечных затмений. Астрономические таблицы аль-Хорезми были переведены на европейские языки.
По заказу халифа аль-Хорезми разработал инструменты для измерения объёма и длины окружности земли. В 827 году в пустыне Синджар аль-Хорезми принимал участие в измерении длины градуса дуги земного меридиана с целью уточнить величину окружности Земли, найденную в древности. Измерения, сделанные в пустыне Синджар оставались не превзойденными по точности на протяжении 700 лет.
Другой выдающийся исламский астроном Бируни доказал шарообразность Земли, определил длину окружности большого круга Земли и рассуждал о том, что наша планета вращается вокруг Солнца.
В одиннадцатом веке еще две обсерватории появились в Исфахане. Здесь работал знаменитый Омар Хайям, который больше известен как автор четверостиший «Рубайят». Здесь он составил календарь «Джалали» (названный так в честь сельджукского султана Джалал ад-Дина Малик-шаха, пригласившего его на работу) который был точнее, чем древнеримский юлианский календарь, применявшийся в Европе, и точнее, чем позднейший европейский григорианский календарь. Календарь «Джалали» лёг в основу иранского календаря, который вплоть до настоящего времени действует в Иране в качестве официального с 1079 года.
В пятнадцатом веке обсерваторию в Самарканде построил внук Тимура Улугбек. На этой обсерватории впервые после древнегреческих астрономов составили каталог звезд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд и наклон оси Земли: 23,52 градусов.
Работавший с Улугбеком астроном Ала ад-Дин Али ибн Мухаммад аль-Кушчи после гибели Улугбека поступил на службу к османскому султану Мехмеду II Фатиху. Он познакомил местных учёных с некоторыми открытиями самаркандской школы, в частности — с десятичными дробями. Аль-Кушчи организовал медресе при стамбульской мечети Айя София, где он воспитал целый ряд ученых.
Одним из выдающихся османских астрономов был Махмуд бин Мехмед, еще известный под именем Мирим Челеби. Первую обсерваторию в Османской империи построил Такиуддин Мехмед бин Маруф. По происхождению он был египтянин и прибыл в Стамбул по приглашению султана Мурата III (1574-1595). Обсерватория располагалась неподалеку от государственного арсенала (Топхане) и на ней работали 15 человек, производя астрономические наблюдения и геометрические вычисления.
Так как для большинства населения часы и другие астрономические приборы для определения времени были роскошью, то при мечетях существовала должность «наблюдателя» за временем. Они должны были знать точное время начала каждой молитвы.
Турки были одними из первых, кто стал производить механические часы, показывавшие точное время. Первые часы были изобретены дервишами тариката Мевлеви для того, чтобы не пропускать время молитвы во время длительных зикров. С их помощью организовывался распорядок дня в завиях дервишей.
Изготовление часов требовало особого таланта, высокого уровня знания и профессионального мастерства. Кроме научных знаний мастер должен было обладать навыками механика, дизайнера и ювелира. Изготовление часов могло занимать вплоть до нескольких лет.
Некоторые экземпляры «дервишеских» часов в наши дни можно увидеть в музее Топкапы в экспозиции «История науки в исламе». Там же представлены разные астрономические инструменты, которыми пользовались ученые в своей работе.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.