Фото: shutterstock.com. Автор: svetograph.
Карательные экспедиции и публичные порки: покорение Кавказа
Царские власти на Кавказе грубо вмешивались и в религиозную сферу жизни горцев. Так, А. П. Ермолов приказал имамам мечетей читать во время пятничной молитвы специальную молитву за царя, написанную им собственноручно. Особое негодование горцев вызывал запрет на хадж, один из обязательных столпов ислама, заключавшийся в совершении паломничества в Мекку и Медину. Распространение в Дагестане пьянства и разврата многие горцы также стали связывать с утверждением российской власти на местах.
Неспособность дагестанских феодалов организовать сопротивление российской экспансии вывела на политическую арену представителей мусульманского духовенства. В этот период в Дагестане стало распространяться одно из суфийских течений – накшбандийский тарикат. Пришло оно из соседнего Ширвана через шейха Хас-Мухаммада, который сделал своим преемником Мухаммада ал-Яраги, выходца из лезгинского селения Вини-Яраг.
Мухаммад ал-Яраги, получив начальное образование в медресе родного села, продолжил обучение в ряде дагестанских селений. Его учителями были такие известные богословы, как Саид Хачмасский, Саид Шиназский, Хасан Кудалинский и Магарам-эфенди Ахтынский. Вернувшись в родное село, он преподавал грамматику арабского языка, теологию, логику и риторику.
Как происходило присоединение Кавказа к Российской империи
Получив иджазу (разрешение на наставничество) от своего шейха Хас-Мухаммада, Мухаммад-эфенди начал проповедовать тарикат в Дагестане, решительно потребовав повсеместно отказаться от адата и перейти к шариатскому законодательству. В своих проповедях он называл источником всех бед своих соплеменников именно отход от канонов шариата.
Вскоре известность шейха распространилась далеко за пределами его родины. К нему стали стекаться недовольные происходящими в Дагестане социально-политическими событиями представители религиозной элиты, в первую очередь Газимухаммад и Шамиль. Видя усиление влияния Мухаммада ал-Яраги, правитель Казикумухского ханства Аслан-хан стал его преследовать, вследствие чего он был вынужден переселиться в Нагорный Дагестан.
Таким образом, на Северном Кавказе к концу первой четверти XIX в. в широких народных массах все чаще проявляется недовольство колониальной политикой Российской империи, начинается новый этап в борьбе горцев за свою свободу, в которой идеологической платформой становится религия ислам.
Фото: elsavva99 / elements.envato.com/ru.
Царская администрация на Кавказе, не понимая сути происходящих процессов, полагала, что главной причиной обострения военно-политической ситуации в регионе является привнесенное «зловредное» учение – мюридизм. Однако в действительности никакого нового учения не было. Для разрозненных в политическом отношении дагестанских общин в условиях тяжелейшего политического и экономического кризиса ислам стал объединяющим фактором в борьбе за свою независимость.
Идеологом народно-освободительного движения стал Гази-Мухаммад ал-Гимрави (Кази Мулла), богослов, аварский уздень из селения Гимры. Разъезжая по аулам с критикой адатов и призывом к возврату шариата, он оказал значительное влияние на население Нагорного Дагестана. Будучи избранным имамом, Гази-Мухаммад с благословения своего учителя, суфийского шейха Мухаммада ал-Яраги, объявил «газават» (священную войну) Российской империи.
Гази-Мухаммад предложил совершенно новую для Дагестана концепцию политической организации мусульман – Имамат. Она заключалась в сосредоточении духовной, военной и политической власти в руках имама, избранного на собрании народных представителей и ученых-богословов.
«Помощь сиротам – благо»: где в России нет детских домов?
Видя возникновение серьезного очага сопротивления царской политике на Кавказе, Николай I в письме к новому главнокомандующему И. Ф. Паскевичу сообщал следующее: «Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее – усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных».
«История ислама в России» под общей редакцией Р.М. Мухаметшина