Ислам в улусах Джучи и Чагадая - «золотой век» империи Чингисхана

Известный политический и общественный деятель, публицист, историк, тюрколог, профессор Ахметзаки Валиди Тоган  (1890-1970) в свое время  исследовал происхождение древних тюрков по первоисточникам. Он обращается к трудам великого богослова и мыслителя Шигабутдина Марджани, выдающихся европейских ученых В.Радлова, В.Бартольда, Г.Говарта, Ч.Френа. В результате в 1911 году им была издана книга  «Кыскача төрек вә татар тарихы» («Краткая история тюрков и татар»), получившая  добрую оценку общественности и принесшая автору большую известность.

Islam-today предлагает вниманию читателей главы из указанной книги.

Бату хан  скончался в 1255 году и до середины четырнадцатого века (за период в сто лет) ханами Золотой Орды были последовательно Сартак, Улакчи, Берке (Баракат), Менгу-Тимур, Тадан-Менгу, Телебага, Туктагу (Тактай), Узбек, Джанибек и Бирдебек. Все они, начиная с Берке (Бараката), приняли Ислам и способствовали принятию его монгольскими воинами, которых возглавляли в походах. Из всей этой когорты Берке, Узбек и Джанибек ханы считались самыми выдающимися и уважаемыми по всему улусу Джучи и среди кипчаксих племен. В период правления этих ханов благодаря могуществу Ислама, а также взаимоотношениям с Византией и Великими Булгарами Кипчакское государство серьезно продвинулось в своем развитии в области просвещения и культуры.

Золотой Орде в те времена приходилось постоянно отражать натиск внешних врагов в лице Польши, Византии и воинственных правителей из Закавказья, помимо этого ордынцы должны были усмирять  волнения внутри своего государства, периодически возникавшие в русских княжествах и иных уголках страны. Потому-то ханы Золотой Орды, вкусившие прелести наук и замечательных образцов художественного мастерства, были вынуждены периодически седлать своих коней и во главе своих отрядов выступать в защиту интересов  государства. По этой причине в процветающем и благоухающем Кипчакском государстве жизнь складывалась благополучно и его военная мощь не снижалась, а только наращивалась.

Народы, находящиеся во власти ордынцев, как то русские, булгары и иные племена и наречия и не помышляли о том, как обрести независимость и выйти из-под руки воинственных монголо-татар. Более того Византия и Египет проявляли дружеские чувства по отношению к правителям Золотой Орды. Население улуса, находящегося во власти потомков хана Чагадая также довольствовалось властью кипчакских ханов. Однако такое положение не могло сохраняться бесконечно и в 1360 году все изменилось коренным образом. И все из-за злобного и тупого хана Бирдебека.

Этот трусливый и ничтожный человек, боясь измены и предательства со стороны близких, методично уничтожал не только ближайших родственников, но даже своих детей. Именно по этой причине после его смерти не осталось никого, кто бы мог быть возведен на трон хана Золотой Орды. В государстве поднялась смута. На трон стали претендовать какие-то посторонние люди, каждый из которых с пеной у рта доказывал, что только он имеет право стать во главе Орды. Началась ожесточенная борьба между эмирами, которые не имели никакого отношения к ханскому роду-племени. Причем, та же самая история и такие же события разворачивались и в улусе чагадаевом.

Хан Чагадай считался самым решительным и верным заветам своего великого родителя – Чингисхана. Долгие зимние месяцы он проводил в своей столице в городе Биш Балык, а на лето хан выезжал со своим двором и челядью и вел кочевой образ жизни в степи близ Алмалыка на берега реки Или. Город Алмалык расположен на правом берегу Или западнее нынешнего города Гульджа. Хан любил вольный, полынный запах степи, предпочитал прелести кочевой жизни и с большим рвением чтил обычаи далеких предков, фанатично придерживался шаманизма и сам принимал участие в старинных загадочных обрядах. Благодаря своей воле и решительности Чагадай сумел прекратить распри и волнения, были характерны для Средней Азии и там установился мир и покой.

Чагадай прославился тем, что полностью взял в свои руки контроль над ямской (почтовой) службой государства, навел там должный порядок и уделял этому пристальное внимание. Из всех своих приближенных он особо ценил сына знаменитого везиря своего великого отца Чингисхана Махмуда Ялвача, которого звали Масгуд. Последний пользовался доверием и непререкаемым авторитетом у хана, а потому Чагадай вручил ему в руки все нити управления улусом. Дети Чагадая все без исключения придерживались Ислама, однако особого рвения в вере не проявляли. Визири и большая часть населения улуса соблюдала нормы Шариата, именно поэтому государство Чагадая процветало и пребывало в милости Всевышнего.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle