Интересная история: как казанская конка заботилась о городских мусульманках

Фото: Irina Kononova / Shutterstock.com.

Фото: Irina Kononova / Shutterstock.com.

Основателем казанской конно-железной дороги, в просторечии «конка», считается отставной инженер штабс-капитан Панаев. Именно он разработал первый проект городской конно-железной дороги, которая была одобрена Министерством путей сообщения 1 января 1870 года. После этого началась кропотливая работа по укладке рельсов и созданию инфраструктуры.

Первая линия из Адмиралтейской слободы в город была запущена 2 октября 1875 года. Постепенно казанская конка развивалась и расширяла свои линии внутри города. Она просуществовала 25 лет, пока вагоны не были окончательно переведены на электрическую тягу в 1900 году.

После Панаева казанская конка сменила ряд хозяев. В 1892 году новыми хозяевами казанской конно-железной дороги стали действительный статский советник Н.Л. Марков и И.А. Лихачев. Именно этот период можно считать расцветом казанской конки. Благодаря им в Казани конка расширилась до пяти маршрутных линий.

Среди них была так называемая «Екатерининская» линия по маршруту: Николаевская площадь – Толчок – Владимирская — Московская — Сенная площадь — Тихвинская — Евангелистовская — Екатерининская — завод Крестовниковых (Плетени). Основная часть это маршрута проходила через мусульманскую часть города: Московская — Сенная площадь — Тихвинская — Евангелистовская — Екатерининская — завод Крестовниковых (Плетени).

Как известно, татарские женщины-мусульманки при виде посторонних мужчин имели обычай закрывать свое лицо. Эта традиция сохранялась в татарских деревня плоть до 1930–1940-х годов. В связи с этим интересен тот факт, что владельцы казанской конки смогли адаптировать часть вагонов для нужд казанских мусульманок.

Фото: Marina Ivanova / Shutterstock.com.

Фото: Marina Ivanova / Shutterstock.com.

Так в газете «Казанский Телеграф» от 05 августа 1895 года была опубликована следующая интересная новость:

Заботливость администрации конки в отношении казанских мусульманок.

Как известно, многие из казанских мусульманок, следуя заветам татарской старины и указаниям своей религии, продолжают и до настоящего времени закрывать свое лицо при встречах с посторонними мужчинами, в особенности на улицах.
В виду этого, правление наших конно-железных дорог снабдило все вагоны, действующие на линии «Плетени-Московская улица», где преобладает мусульманское население особыми занавесками, которыми проезжающие в вагонах мусульманки могут закрывать себя. В каждом таком вагоне две скамейки – в I и II кл. по одной в каждом классе, над которыми и сделаны эти занавески.

Они приспособлены так, что, будучи задвинуты, изолируют скрывающихся за ними стыдливых мусульманок. Нельзя не отметить, что такая заботливость и предупредительность администрации конно-железной дороги в отношении наших мусульманок оказалась последним по сердцу: почти каждый вагон, идущий через Плетени, везет по несколько мусульманок. Они не стесняются, благодаря упомянутому приспособлению, ездить по конке, хотя в вагонах и приходится им сидеть в близком соседстве с чужими мужчинами.

Использованные источники:

Телеграм-канал t.me/tarihikanal (100 ел элек)
Жаржевский Л.М. О казанской старине и не только: сборник статей. Казань, 2019.
Клепацкий Г. 100 лет казанскому трамваю. Казань, 1999.

Дамир Гайнутдинов

Социальные комментарии Cackle