Жизнь в гареме османских султанов окружена небылицами, порожденными на Западе. Подобно пушкинскому Дон Гуану:
«…воображенье
В минуту дорисует остальное;
Оно у вас проворней живописца,
Вам все равно, с чего бы ни начать»
Европейцы, побывавшие в Османской империи и столкнувшись с роскошью восточной жизни, которая и не снилась жителям маленьких и грязных европейских столиц, готовы были часами фантазировать на тему, как живут и развлекаются владыки половины мира.
Члены европейских дипломатических миссий выпытывали последние гаремные новости и сплетни у греков-переводчиков, которые, в свою очередь, пересказывали им то, что болтала гаремная прислуга, ведь мужчинам вход на женскую половину был запрещен.
Одной из интересных особенностей женской половины султанского дворца было то, что за 500 лет существования большая часть ее обитательниц были иностранками, а не турчанками. Такую избирательность можно объяснить тем, что султаны опасались усиления влияния тех знатных османских семей, с которыми они могли породниться, в случае если бы выбрали себе спутницу жизни из числа своих соплеменниц.
Иностранки, попадали в гарем во многих случаях в результате захватов во время нападения турецких пиратов на корабли или побережье других стран. Естественно, что собственностью султана становились самые молодые и красивые. Они переходили от продавца к продавцу, пока, наконец, опытный торговец живым товаром не отсылал их в качестве подарка султану.
В гареме их учили, но совсем не тому, о чем любили фантазировать европейцы – гарем был чем-то вроде института благородных девиц. Близость с султаном также подчинялась определенному этикету, а когда она становилась реальностью, то обитательница гарема, на которой остановил свой выбор властелин, уже не могла иметь других альтернатив. Мать султана – валиде-султан управляла гаремом и определяла его жизнь.
С начала существования правящего дома Османов судьба валиде зависела от судьбы ее сына, сначала наследника престола, а затем – султана. В связи с этим жизнь гарема была полна интриг и борьбы за влияние.
Всем известна судьба знаменитой Хюррем-султан, по происхождению украинки или полячки Александры Лисовской, ставшей основой для многочисленных книг и фильмов. Тем не менее, в ее тени затерялись не менее колоритные личности, которые сыграли свои, далеко не положительные роли в судьбе Османской империи.
Любопытный факт: в течение 100 лет – с 1566 по 1656 годы валиде-султан (как говорилось выше – обычно иностранки) правили империей, пользуясь слабостью своих сыновей. Эту слабость они создавали своими руками, приучая малолетних султанских отпрысков к радостям земной жизни и развлечениям, которые обеспечивал их высокий статус вместо подготовки к управлению государством.
В их ряду выделяются две итальянки из Венеции – Нурбану (урожденная Сесилия Верньер-Баффо) и Сафийя ( урожденная София Баффо).
Сесилия Верньер-Баффо была дочерью губернатора, принадлежавшего Венецианской республике острова Парос. Во время захвата острова она попала в руки известного османского пирата Хайретдина Барбароссы, который отдал ее в султанский дворец. Она стала сначала любимой наложницей, а затем женой султана Селима II, матерью будущего султана Мурада III.
Она убедила Селима отменить существовавший в течение 150 лет закон, по которому вновь воцарившийся султан убивал своих родных братьев, дабы избежать борьбы за власть между ними и им самим. Она также убедила его иметь как можно больше потомков мужского пола, чтобы «подстраховаться» на случай смерти наследника по какой-то причине. Но для того чтобы лишить их способности к интригам султанских детей приучали к «радостям жизни» в виде всевозможных излишеств и плотских утех. В связи с этим «качество» наследников престола резко упало. Гаремные баловни уже не имели опыта управления государством и не могли принимать самостоятельных решений. Они вынуждены были обращаться за советом к матерям.
Таким образом Нурбану смогла непосредственным образом влиять на действия своего сына Мурада III. Она смогла склонить его к проведению политики, выгодной Венецианской республике, когда османы все свои силы бросили на восток – на борьбу с Сефевидским Ираном.
Сафийя, в свою очередь, стала фавориткой Мурада III и с помощью своей свекрови научилась манипулировать султаном. Так, например, венецианский посол Джованни Моро писал: «она имеет власть как мать принца, иногда она вмешивается во внутренние дела государства, она очень уважаема в этом, его высочество к ней прислушивается и считает её рассудительной и мудрой». Некоторые исследователи, например Р. Ламдан, указывают на то, что огромное влияние на Сафию имела еврейка Эсперанета Малахи, которая вела все ее дела.
Стоит также упомянуть и другую известную валиде Кёсем-султан (урожденная Анастасия, предположительно, гречанка) – мать султана Мурада IV, который взошёл на трон в возрасте одиннадцати лет, всвязи с чем до 1632 года фактически вся власть была в руках у Кёсем и её приближенных. Сама Кёсем официально носила титул регента. Затем ее оттеснили от трона, но с 1640 года – воцарения брата умершего бездетным Мурада IV, ее другого сына Ибрагима, она вновь в силе.
В 1648-1651 годах в Османской империи происходили события до селе невообразимые – борьба за власть между Кёсем и ее снохой Турхан (уроженка Восточной Украины Надя). В результате конфликта Кёсем была убита, а в этом обвинили Турхан. Она руководила империей до совершеннолетия своего сына Мехмеда IV. Результатом такого правления стала ситуация, когда османы потеряли острова Лемнос и Тенедос, а венецианцы осадили Стамбул, который испытал острую нехватку продовольствия. В стране без конца вспыхивали бунты, а правящая элита находилась в панике. Понадобилась железная мужская хватка великого визиря Мехмеда-паши Кёпрёлю, чтобы исправить ситуацию. Он положил конец женскому правлению и с деятельностью семейства Кёпрёлю связано замедление упадка государства Османов.
Вышеописанные события позволили турецкому историку Ахмету Рефику Алтынаю ввести в исторический оборот понятие «женский султанат», которым он обозначил период с 1566 по 1656 годы, когда султанские жены и матери были как никогда влиятельны в делах государства. В своей одноименной книге он назвал «женский султанат» иностранок из гарема одной из главных причин упадка Османской империи.
Ильдар Мухамеджанов
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.