Хафиз Священного Корана, ставший основоположником татарского театра

Габдулла Кариев известный татарский актер и режиссер, один из основоположников татарского национального театра. Он родился в 1886 году в деревне Кульбаево-Мараса Чистопольского уезда Казанской губернии (ныне Нурлатский район Республики Татарстан). Его отца звали Хайрулла, мать Газиза. Отец Габдуллы был бедным сапожником. Поэтому у него не было финансовых возможностей дать образование своим детям.

Однако он приложил все усилия, чтобы Габдулла обучался в деревенском медресе. В деревенском медресе местный имам смог увидеть способности маленького мальчика. Он решил сделать из него хафиза Священного Корана, потому что Габдулла привлек внимание своим красивым чтением Корана.

Таким образом к 12 годам Габдулла уже знал наизусть весь Священный Коран. В те времена знающих наизусть Коран называли «кари», поэтому в последующем он взял себе фамилию Кариев.

Настоящее имя Габдуллы Кариева Миннибай Хайруллин. Его учителю Корана, Зариф хазрату, не нравилось это имя, он дал ему новое имя – Габдулла, что означает «раб Аллаха». С тех пор в народе его знали как Габдулла кари.

В последующем он закончил известное Кизляуское медресе и уехал в Уральск, чтобы продолжить обучение. Он стал известен не только как хафиз Священного Корана, но и хороший исполнитель песен, оратор и рассказчик.

Это интересно: Род Апанаевых: путь от служилых татар до меценатов

В 1907 году Габдулла Кариев примкнул к театральной труппе Ильяса Кудашева-Ашказарского. А позже создал свою труппу под названием «Саяр». С этой труппой он объехал многие уголки России. Не смотря на большое противодействие консервативной части татарского общества, которое выступало против театра, Габдулла Кариев не отрекся от своего дела.

Всю свою короткую жизнь он старался донести до мусульман России о пользе театра и вызвать у них любовь к этому искусству.

В тяжелые годы Первой мировой войны, последовавшей революции и Гражданской войны Габдулла Кариев очень сильно подорвал свое здоровье. Он умер от тифа в Казани 28 января 1920 года и был похоронен на Ново-татарском кладбище рядом с могилой Габдуллы Тукая.

Предлагаем вашему вниманию одну интересную историю, связанную с Габдуллой Кариевым, которую передал Ахмет Вали Менгер (известный турецкий бизнесмен татарского происхождения).

В 1910 году Габдулла Кариев со своей театральной труппой приехал на знаменитую Макарьевскую ярмарку в Нижнем Новгороде. В те времена, перед тем как представить пьесу широкой публике, она должна была пройти цензуру и получить официальное разрешение. На ярмарке этими вопросами ведал муэдзин Фатих Сакалов. Он был обязан предварительно просмотреть предлагаемые пьесы и дать разрешение.

Как только Габдулла Кариев прибыл на ярмарку, он сразу же направился к Фатиху Сакалову. Когда он обратился с просьбой к Сакалову, тот ответил: «Приходи завтра к окончанию утреннего намаза... Там посмотрим, что у вас за пьесы...»

На следующее утро на утренний намаз пришел человек в чалме и халате. Обычно так ходили лишь шейхи, ахуны или люди, совершившие хадж.  В тот день на намаз пришло мало людей, а муэдзин Фатих Сакалов сидел в переднем ряду. Увидев эту картину человек в халате и чалме произнес: «Что это? Где джамаат? Неужели люди еще не проснулись от своей беспечности?»

 

Шамаиль, чаршау, сундуки и глухие заборы: в чём заключается отличие татарских домов от русских
Сегодня мы с вами поговорим о том, как издревле была устроена татарская изба, в чём заключается её принципиально отличие от русских домов и какие правила не стоит нарушать, если вас пригласили в татарскую семью.
21.08.2020
58601

С этими словами он прошел вперед и сел в первом ряду. После окончания утреннего намаза, этот человек красивым голосом прочитал аяты из Священного Корана. После окончания дуа он подошел к муэдзину Фатиху Сакалову и сказал: «Хазрат! Мы совершили намаз и прочитали Священный Коран. Сейчас сможете ли просмотреть нашу пьесу?»

Каково же было удивление муэдзина, что человеком в чалме и халате оказался Габдулла Кариев. После этого он сразу подписал все необходимые документы для разрешения спектаклей.

Источники:
1. Kazan. Sayı 1, Eylül 1970.
2. Türk Kültürü. Sayı 88, Şubat 1970

Социальные комментарии Cackle