Древние тюрки еще семь веков назад отделили религию от государства…

На рубеже XIX-XX века внимание мирового сообщества было сосредоточено на Балканах. Балканский полуостров в начале двадцатого века  считали европейским пороховым погребом. Дело в том, что в этом регионе сталкивались интересы нескольких лидирующих стран. Османская империя оставила хорошее наследство, овладеть которым хотели многие. Помимо геополитических интересов европейцев на этом клочке земли не могли не интересовать и духовные ценности, народов, которые проживали веками на Балканах. На страницах газет разгорались дискуссии по вопросам религии. Не остался в стороне от полемики и известный публицист и общественный деятель Юсуф Акчура, работавший в то время специальным корреспондентом оренбургской татарской газеты «Вакыт» («Время») в Стамбуле. В 442 номере за 12 марта 1909 года он опубликовал статью о жарких дебатах в Милли междлисе (Национальном собрании) Турции по вопросам религии.

Islam-today продолжает публикацию статьи

Одно из его (здесь имеется в виду турецкий ученый Риза бей Тауфик) выступлений, которое состоялось на вечере устроенном татарскими шакирдами, обучающимися в Турции, и касалось роли личности Чингисхана. Мне довелось принять участие и быть свидетелем этого выступления. Я хорошо помню слова Ризы бей о том, что «некоторые утверждают, что Чингисхан был злодеем, реакционером и прочее, однако следует помнить и о том, этот правитель был защитником всех религий и приверженцем мирного сосуществования представителей различных конфессий.

В государственном устройстве и делах он ни на йоту не отступал от главного канона – «ясы». Теперь вспомним, как 4-5 лет назад во Франции происходили мероприятия на правительственном уровне по отделению церкви, конкретнее католичества от государства, как сложно и с большими издержками шло это дело. А ведь наши прадеды – тюрки еще семь столетий назад совершили  то же самое. Счастливое будущее турецкого государства, его благополучие зависит сегодня от дарования народам, проживающим на этой благодатной и щедрой земле свобод в исполнении своих религий, в возвращении на те позиции, которых придерживались наши далекие предки».     

Не прошло и трех дней, как в журналах «Микъяс-ш-шарига» («Мерило Шариата») и «Баянельхак» («Глас истины») появились статьи, в которых на полном серьезе утверждалось, что «доктор Риза Тауфик в своем докладе весьма лестно отозвался об идолопоклоннике, каким является Чингисхан, и настаивал на отделении государства от религии и от Шариата или иными словами призывал к атеизму. Мы гневно протестуем и выступаем за то, чтобы лишить подобных ораторов публично высказывать свои ошибочные взгляды».

В этой связи вспоминаются слова имама казанской мечети при «Сенном базаре» Габдуллы хазрата Апанаева, который в настоящее время отбывает административную ссылку в Вологде, о том, как он с горечью как-то заметил: «Прихожане из-за невежества не в состоянии вникнуть в суть простейших вопросов и частенько превратно растолковывают мои слова. Стоит мне перед намазом выступить с наставлением по какой-нибудь теме, как перешагнув порог мечети, меня просят рассказать о том, как понимать мои слова, и излагают все сказанное во время ва’аза с точностью до наоборот».

Возьму на себя смелость утверждать, люди везде одинаковы, и подобно публике с Сенного базара рассуждают примерно также. Не удосужившись вникнуть в суть проблем, некоторые даже ищут способы возмездия по отношению к выступившему.

А по поводу слов Ризы Тауфик бека о том, что «греческий патриарх издавна выражает свое недовольство моей деятельностью» один из депутатов дал такое толкование: «Из этих слов вытекает, наш философ настолько пренебрег Исламом, что пожелал креститься и обратился в связи с этим к самому патриарху, да только тот отверг его…»

(Продолжение следует)

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle