Фото: Anas-Mohammed / shutterstock.com/ru
Когда Пророк ﷺ покинул этот мир, после него остались десятки тысяч сподвижников. И не было среди них ни одного, кто бы не знал наизусть довольно большой части Корана. Также среди них были сотни тех, кто очень точно, досконально знал наизусть Коран полностью. Затем некоторые из них разъехались в разные части света. Они либо переезжали и эти регионы становились их новой родиной, либо их назначали на различные государственные и религиозные должности.
Затем было написано большое количество копий Корана и разосланы в разные города и селения. И если бы в текст Корана были внесены какие-либо искажения, то это стало бы известным, и умма в своем порыве, выступив, стала бы сражаться с этими людьми (которые внесли искажение).
Также внесение искажения должно было бы привести к вероотступничеству, ведь внесение даже небольшого искажения по неведению влечет за собой обвинение в неверии, так как цель тех, кто строит такие козни, привести к мысли, что Коран не является божественным откровением. Однако мы не слышали, чтобы кто-нибудь заявил подобное о Коране.
Кроме этого, вероятность искажения Корана в первом веке говорила бы о возможности этого впоследствии, ведь таков закон роста. Корану же уже более 1300 лет, его копии распространились в различных регионах земного шара, но между ними невозможно найти различий ни на одну букву.
Первые копии Корана: как они оказались в Мекке, Шаме, Куфе и Басре
Коран является самым большим доказательством пророчества. Благодаря ему появилась эта религия, и мусульмане обрели величие. Он знамение, перед которым склоняли головы даже злейшие тираны, выражавшие готовность покориться ему, исполнявшие его законы. Умма не приняла бы даже малейшего искажения его текста, даже если это угрожало бы смертью.
Кто изучает историю сподвижников, достоверные хадисы, тот знает, насколько большое внимание они уделяли вопросу точного заучивания Корана. Даже длительность звуков, их краткость и протяжность, все имело для них значение. Также известно, что они были щепетильны в вопросах точной передачи хадисов, их запоминании и записи, проявляли осторожность и уточняли, перед тем как передать их умме.
Разум просто вынужден признать абсолютную достоверность этого знания. Создается полная уверенность в том, что большое число людей, получивших Коран непосредственно от Пророка ﷺ в течение 12 лет, точно заучивших его наизусть, записавших в своих списках, не могли напутать или внести искажения.
Фото: MAJED.MOHAMMED / shutterstock.com/ru.
Ничто другое не могло появиться также, как Коран, быть заученным также точно, как был заучен он, и ничто не может вызывать такой потребности, как эта книга. Поэтому издавна было ясно, что любое добавление слова, изменение огласовки повлекло бы за собой отказ сподвижников и знатоков от подобного искажения. Знатоки обязательно указали бы на это, а передатчики обязательно от этого отреклись бы.
И подобное поведение можно увидеть на примере арабских стихов и выступлений. Оно известно знатоком арабского языка и преданий. И если подобные искажения были не допустимы в древней поэзии, то тем более они были невозможны в тексте Корана. Точности его заучивания и сохранения уделялось особое внимание. Ведь эта Книга является доказательством пророчества, светочем шариата и убежищем уммы.
Самое главное событие в истории ислама
Знание о Коране в целом по своей ясности и распространенности превосходит (мутаватир) коллективное знание о каких-либо известных событиях, происшествиях, важных вещах и даже о настоящем состоянии дел. Знание о коранических аятах, сурах, тех или иных подробностях и аспектах, связанных с ними, у знатоков первого века, подобно знанию о Коране в целом. В то время созрела большая нужда, и было уделено достаточно внимания точному и глубокому изучению, заучиванию Корана.
Затем времена и мотивация людей изменились.
Одни начали глубоко изучать Коран, так как их интересовало само чтение, его разновидности и точность воспроизведения.
Другим было важно изучать его, чтобы извлекать законоположения и разъяснять постулаты ислама.
Третьих интересовало изучение Корана с точки зрения тафсира, смыслов, глубинных значений, неординарных языковых приемов.
Четвертых поразила литературная неподражаемость, красноречие, стилистика, строй и сложение этой книги.
Пятые начали его заучивать, так как само чтение дарило им наслаждение, у них было особое почтение к Корану, они рассматривали его чтение и изучение в качестве средства приближения к довольству Аллаха.
Шестые же изучали его, дабы приобщиться к этой чести, исполнить обязанность, связанную с изучением и передачей. При этом последних было большинство.
Различие целей и интересов этих людей, их многочисленность, отдаленность регионов, которые они населяют, делают невозможным вероятность их сбора с целью изменения, искажения и замены тех или иных отрывков Корана.
Фото: art studio ideas / shutterstock.com/ru
Знатоку коранических наук и достоверных цепочек известно, что сразу же за поколением сподвижников последовали таби‘ины, которые переняли знания первых. И среди таби‘инов было очень много знатоков всего Корана наизусть. Более того, человек не считался авторитетным, заслуживающим внимания и слова, если он не знал наизусть десятки тысяч хадисов.
Они везде и всегда следовали примеру сподвижников в заучивании Корана. Если до них доходило знание об особенностях коранических диалектов, они совершали путешествия, чтобы получить эти знания, изучить особенности чтения, которое сподвижники засвидетельствовали в присутствии Пророка ﷺ.
За ними пришло поколение, для которых заучивание Корана было возведено в ранг обязательного. Для этих людей границы расширились, и среди них стало много тех, кто знал наизусть сотни тысяч хадисов, большое число арабских поэм доисламского периода, историю арабов, их литературные памятники. Им стали доступны знания, которые поместились бы в многотомных энциклопедиях. Но все это они заучивали наизусть ради познания Корана и его наук. Именно они заложили основы наук о написании Корана, таджвида, способов чтения, а также основы религии в целом.
Особенность их религиозности заключалась в том, что они довольно строго относились к новшествам и со рвением следовали сунне, старались ее соблюдать и ограничиваться только достоверным знанием. И каждое следующее поколение углублялось в науки Корана, следуя пути саляфов. Каждый, кто познал коранические науки, знает о том, что особенности его записи, различия в преданиях, все это является установленным свыше, и никто из людей не приложил к этому своего участия. Поэтому от такой уммы нельзя ожидать искажения Корана.
«О, Аллах, будь милосерден к ним»: Пророк ﷺ и его особое отношение к детям
Первое поколение мусульман было окружено врагами из разных общностей. Они были злейшими врагами верующих в целом и Пророка ﷺ в частности. Они строили различные козни и сеяли смуту в душах людей. Поэтому, если бы они обнаружили бы какие-либо искажения, изменения, то непременно этим воспользовались бы, чтобы сеять смуту среди тех, кто собирал Коран, они пытались бы опорочить их в глазах аравийских племен. С точки зрения уммы это было бы лучшим средством нападок, вернейшим средством для того, чтобы внести раскол в ряды мусульман.
Фото: FarisFitrianto / shutterstock.com/ru.
В пророческой Медине было немало лицемеров, их прекрасно знали лично и узнавали по речам. Они присутствовали на собраниях Пророка ﷺ, читали Коран и молились вместе с остальными. Они ожидали, когда Пророк ﷺ совершит любую, даже малейшую оплошность, для того, чтобы использовать ее в качестве инструмента отвращения людей от веры. Они также сопровождали и его сподвижников, однако нет свидетельств в пользу того, что кто-либо из них попытался внести в Коран искажения.
И это несмотря на то, что такой поступок от них наиболее ожидаем, а кроме этого, у них было больше возможностей это совершить. Ведь они слышали оригинал чтения Пророка ﷺ и могли это использовать в качестве прекрасной возможности сеять смуту среди мусульман.
Муса Бигиев «История Корана и свитков»