Молитвенные четки (или тасбих по-арабски) – это не просто предмет, чтобы занять руки или повесить их на зеркало заднего обзора в своем автомобиле. Они используются в качестве своеобразного инструмента, посредством которого мусульмане совершают зикр – словестное поминание Аллаха, как это предписано в Священном Коране.
По существу, веревка, на которую нанизаны бусины четок – простейшее счетное устройство, которое помогает контролировать количество произнесенных зикров. Четки становятся очень популярным особенно в месяц Рамадан.
Они могут быть очень простыми – с бусинами из дешевого пластика – или очень дорогими, богато украшенными. Их изготовляют из декоративной керамики, твердых пород дерева, полудрагоценных камней, слоновой кости или рога носорога.
Нить, на которую нанизывают бусины, может быть изготовлена из хлопка, шелка или простого нейлона. В настоящее время все более востребованными становятся механические и электронные счетчики с кнопками, которыми многие мусульмане заменили свои четки.
И если четки могут различаться по декоративному дизайну и стилю, то одно в них остается неизменным: обычно 99 бусин, разделенных между собой на секции по 33 штуки, с наконечником, показывающим начало и окончание зикра, на котором может укрепляться еще 10 бусинок размером поменьше, которые нужны для обозначения нового цикла, если зикр повторяется многократно – больше 100 раз.
Иногда четки могут быть короткими – всего 33 бусины, или длинными, например, 999 бусин, чтобы облегчить совершение длительного зикра, не отвлекаясь на подсчеты коротких циклов.
Цены на четки разнятся в зависимости от качества работы. Некоторые из них продаются по очень высоким ценам и здесь многое зависит от материала, из которого они изготовлены. Так, например, цена одного килограмма рога носорога может достигать около 7 тысяч долларов. Впрочем, изготовление четок из рогов редких животных уходит в прошлое. Многие из них внесены в Красную книгу и ввоз подобных изделий запрещен во многие страны. Дорого стоят также старинные четки – известны случаи, когда их продавали по цене в десятки тысяч долларов.
И все же не смотря на технический прогресс, четки пользуются спросом. Так, например, уровень продаж этих религиозных атрибутов в Саудовской Аравии оценивается в 4 миллиона долларов в год и имеет тенденцию к росту. При этом, четки из рогов редких животных пользуются особым спросом, более высоким даже чем четки из полудрагоценных камней и черных алмазов. Старинные четки особенно ценятся коллекционерами.
История использования простейших счетных устройств для совершения зикра уходит во времена пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. В хадисах говорится, что он использовал косточки от фиников, а по сообщениям современников халифа Абу Бакра, он использовал четки в том виде, в котором они известны на сей день.
В любом случае широкое использование и производство четок для мусульман началось более десяти веков назад.
Производством четок в основном занимаются мастера-кустари. Часть из них производят свои изделия из местных материалов, а часть ввозится из-за границы, включая разные типы полудрагоценных камней и дерева.
В странах Персидского залива ценятся импортные четки, которые привозят из Индии, Ирана, Сирии, Марокко. Они по качеству и дизайну не идут ни в какое сравнение с продукцией местных мастеров, так как вышеперечисленные страны имеют давнюю традицию изготовления различных предметов быта и обихода, развитые традиции ремесла. Особенно ценятся изделия сирийских и иранских мастеров.
Четки, которые можно купить практически в любом магазине, наряду с традиционной арабской одеждой –дишдашей или джелябией и арабскими платками-куфиями являются главным сувениром, которые мусульмане, совершившие Хадж и Умру привозят из святых мест ислама – Мекки и Медины.
Впрочем в комплект обязательно должна входить палочка мисвака – этой универсальной зубной пасты древности, которую мусульмане используют ежедневно, как предписывает Сунна.
Таким образом, старинная традиция счетных устройств для совершения религиозных ритуалов не уходит в прошлое, являясь своего рода культурным напоминанием о том как наши далекие предки отражали свою религиозную идентичность даже в таких мелочах как четки, и коврики для молитвы, головные уборы и даже обувь (туфли часто делались без задников, чтобы их дегче было снимать и надевать при входе в мечеть и выходе из нее).
У молодежи, а и у людей постарше сейчас модно украшать четками зеркало заднего вида в автомобилях. Неплохая идея, чтобы подчеркнуть свою религиозную идентичность.
Может быть, в критические моменты на дороге они еще раз напомнят владельцу о том, что мирская жизнь не вечна и что нужно больше вспоминать об Аллахе.
Ильдар Мухамеджанов