Чем прославилась купеческая династия Казаковых?

До сих пор старожилы Казани одну из старинных мечетей города называют «казаковской». Кто они Казаковы? Откуда пошла непривычная для татар фамилия? Попытаемся разобраться в этом.

Существуют несколько версий о происхождении этой фамилии. Кстати, одну из них приводит и Марджани в своей книге “Мустафадель-ахбар...”  Один из предков этого рода, якобы, во время Пугачевского восстания служил в казаках, отсюда и произошла фамилия Казаковых... Суть второй гипотезы состоит в следующем: во время войны на Кавказе, царская армия, испытывавшая острую нужду в лошадях, обратилась к астраханскому купечеству за помощью. Купцу Мухамметзяну была поручена миссия обеспечить войска лошадьми. Он скупил у астраханских казаков табун отборных скакунов и поставил их армии. По преданию, государь остался доволен и прислал Мухамметзяну ценный подарок и в знак особой благодарности одарил фамилией «Казаков».

Татарские купцы Казаковы происходят из древнего рода мурз Горной стороны. Наш рассказ об одном из них – Мухамметзяне Назировиче Казакове (1800-1890), который совсем юным покинул родную деревню Нижние Ширданы и перебрался в Казань.

…По слухам, Назир абзый недолюбливал своего сына Мухамметзяна за то, что тот всячески сторонился крестьянского труда. И когда Мухамметзян в ранней юности изъявил желание уехать из деревни в город, Назир обрадовался и с удовольствием отпустил «лентяя и дармоеда», каким он его считал. А Мухамметзян, оказавшись в городе один-одинешенек, без гроша в кармане, проявив смекалку и ловкость, не гнушаясь никакой работы, быстро встал на ноги и даже разбогател. Когда пришла пора жениться, Мухамметзян приехал к отцу просить благословения и пригласить родителей на свадьбу. Отец стал перед сыном хвалиться своими амбарами, нажитым добром, но поехать на свадьбу не мог: не в чем было ехать. Мухамметзян снарядил своего работника с отрезами сукна, обувью и бельем и наказал родителям одеться поприличнее, чтобы соответствовать событию и не позорить свой род: ведь сватался он на богатой невесте из знатной семьи. Приехав в город на свадьбу сына, старик был ошарашен богатством Мухамметзяна и, конечно, простил ему юношескую леность. Отец понял, что сын просто не был приспособлен к крестьянскому образу жизни, а в городе его таланты полностью раскрылись.

  А секрет успеха парня состоял в том, что накопив немного денег на выполнении разных поручений богатых горожан, он купил себе лодку, на которой стал перевозить людей и товары через Волгу. Вскоре юноша перешел на перевозку по Волге колес для телег, пользовавшихся тогда большим спросом. С этим товаром он добрался до самой Астрахани, где осел, устроившись на работу к богатому астраханскому чаеторговцу. Хозяин Мухамметзяна вел торговлю с Китаем, вывозя субпродукты скотоводства и закупая в Китае большие партии чая. Деятельный характер позволил начинающему торговцу сблизиться через своего хозяина с китайскими чаеторговцами, подружиться с ними и установить постоянные взаимовыгодные торговые отношения. Торговля расширялась, доходы росли, что вскоре позволило Мухамметзяну собрать целый караван товаров из 40 верблюдов и самостоятельно отправиться в Китай.

Уже в 30-е гг. XIX столетия Мухамметзян открыл в Астрахани собственное дело по продаже чая, рыбы, бакалеи и других товаров по всему Поволжью. В 1852 году он вошел во вторую гильдию астраханского купечества. Коммерческие интересы купца тесно связывали его и с Казанью, где с 1856 г. он вошел во вторую гильдию купечества. В 1863 г. он стал уже купцом первой гильдии, а с 1875 г. был зачислен в потомственное почетное гражданство.

В 1836 году Мухамметзян женился на 20-летней красавице из богатой купеческой семьи Юсуповых — Бадыйгульджамал (1815-1878). Построив в Казани на улице Евангелистов (ныне улица Татарстан) двухэтажный дом, Мухамметзян поселил там свою спругу с двухлетним сыном Мустафой (1837), а сам продолжил торговые дела в Астрахани.

Успешный купец Мухамметзян изрядно разбогател и на свои средства решил построить в Казани мечеть. Для выбора места строительства он обратился за помощью к знаменитому богослову и ученому Ш. Марджани. В своей книге «Мостафадель-ахбар» ученый, описывая эту мечеть под номером двенадцать, указывает, что ее начал строить казанский купец Мухамметзян ибн Назир. Далее Ш.Марджани пишет, что место строительства мечети было выкуплено у казны мусульманской общиной. Ранее здесь располагалось заброшенное кладбище. Ш.Марджани лично сориентировал установку мечети по сторонам света и назначил день начала строительства - понедельник 19 мая 1875(1292) года, (из-за дождя начало строительства перенесли на следующий день).

Построив в Казани мечеть, получившую в народе название «Казаковская», и разделив оставшиеся средства между сыновьями, Мухамметзян постепенно отошел от торговых дел. Уже на склоне лет, овдовев в 1878 году, Мухамметзян вторично женился на 42-летней Махубджамал Салиховой. Умер Мухамметзян в 1890 г. Его прах покоится на старо-татарском кладбище  Казани.

Islam-Today

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle