«В мусульманских странах» так называются путевые заметки общественного деятеля и писателя Гаяз Исхаки (1878-1954). Впервые они были опубликованы в журнале “Яңа милли юл” (“Новый путь нации”) в 1932 году. Автор был среди делегатов Всемирного конгресса мусульман. Для нас представляют интерес впечатления и наблюдения мастера пера об образе жизни и взглядах мусульман Палестины и Египта более 80 лет назад.
Islam-today продолжает публикацию очерка.
Беседа наша затянулась, хозяйка расспрашивала меня о новостях с родины, общих наших знакомых и земляках. Пригласила меня поужинать, однако я сославшись на свою занятость вежливо отказался. Она тепло поблагодарила за мой визит и предложила сопровождать меня по соплеменникам, проживающим в слободе. По дороге она рассказала, что в прежние годы здесь было очень спокойно, а сейчас тревога нарастает. В ее словах ощущалась ностальгия по родине. Мы остановились возле дверей одного особняка, и моя знакомая постучала в дверь: «Это я , открой, привела к вам гостя с нашей родины, мусафира Аллаха!»
Дверь открыли и мы оказались в просторной и чисто прибранной на казанский манер комнате. Здесь проживала Гизетдина хаджи, уроженца Уфы. Сам хозяин помер несколько лет назад и в настоящее время тут обитают его супруга-абыстай вместе с сыном и дочерью. Хозяйка является дочерью известной в Казани устазбике-наставницы по имени Джихан. Через некоторое время вернулся домой сын хозяйки Ахмед Сагид эфенди. Он работал служащим в местном управлении благотворительного фонда. Раньше семья жила в Медине и перебралась в Дамаск после изгнания турок. Парень учился в учебных заведениях России и Турции, получил хорошее образование и воспитание, да к тому же у нас с ним было множество общих знакомых.
Нас пригласили за стол и угостили супом с лапшой, который подают обычно в Казани. После чего земляк напросился сопровождать меня в экскурсии по городу. Тепло распрощавшись с хозяйкой, и мы со своим новым знакомым до вечера бродили по Дамаску. На городском базаре «Хамидия» меня представили торговцу по имени Нури эфенди, этот человек родом из моих родных мест близ города Чистополя. Кроме того мы познакомились с известными и уважаемыми выходцами из Туркестана – имамом мечети «Ахрам» Салихом хазратом и Мухаммадом Али Ясави, которые являются шейхами, открыли здесь медресе и занимаются преподавательской деятельностью. Они хорошо осведомлены о событиях, происходящих на своей родине и в России. Они приглашали меня отведать плов по-бухарски, но я вежливо отказался так как был ограничен во времени.
Сагид эфенди показал мне широкие проспекты и новостройки Дамаска, мечети. По его словам, после мечети Омейядов на втором месте по популярности значится мечеть султана Явуз Салима (1465-1520) (здесь речь идет о девятом османском султане Селиме I и 88-ом халифе (с 1512 года) прим. Islam-today) Этот храм имеет множество благотворителей и потому здесь созданы хорошие условия для шакирдов. В настоящее время в медресе при мечети ведется реконструкция – отстраивается общежитие для студентов, создана лаборатория для медицинских исследований, а также открыто лечебное отделение для приема больных. Шакирды находятся на полном обеспечении – они пользуются бесплатным жильем и питанием. Так что все свои помыслы они могут направить лишь на учебу. Все расходы берет на себя специальный фонд, названный в честь того же султана Явуз Салима.
В сторонке от мечети имеется сквер где покоятся останки султан Вахидеддин и недавно почившего султана Зинната. Их могилы весьма ухожены и благоустроены. Мы прошли внутрь мечети, покои ее были убраны драгоценными турецкими коврами ручной работы. Следует заметить, в Дамаске во всем чувствуется турецкое влияние. Здесь повсюду слышна турецкая речь. Многие с грустью вспоминают турецкое правление. Почти все городские постройки возводились во времена правления султана Абдулхамида. До сих пор на крыше здания железнодорожного вокзала красуется герб султана. В названиях улиц встречаются имена Джамаля паши, Энвера паши, базары также имеют турецкую огласовку «Хамдия», «имени Мидхата паши».
Одна из площадей названа в честь Хиджазской железноной дороги. Она имеет форму стелы и на ней изображен Хараме Шариф и выбита надпись о том, что «сия железная дорога построена во времена султана Абдулхамида» с указанием даты строительства. После изгнания турок кто-то замазал эту надпись черной краской, однако под воздействием внешних факторов краска облупилась и надпись можно без труда прочитать. Сирия теперь вот уже 14 лет живет независимо от Турции и сегодня ни у кого рука не поднимается обновить или по новой закрасить эту надпись, мне думается, и не скоро найдется кто-нибудь у кого возникнет желание сделать это. Турецкое присутствие здесь вспоминают как благополучное и счастливое прошлое.
Islam-today
Что Вы думаете об этом?
Оставьте свой комментарий.