К сожалению, до нас дошло не так много письменных свидетельств о Булгаре и Булгарском государстве. Самое подробное описание о Булгарском государстве оставил Ибн Фадлан – секретарь посольства багдатского халифа Муктадира.
Это посольство прибыло в Булгар в 922 году, и именно эта дата считается официальной датой принятия булгарами ислама. По описаниям самого Ибн Фадлана часть булгарского населения к этому времени уже исповедовала ислам.
Живший в X веке арабский географ и путешественник Ибн Хаукаль ан-Нисиби, отмечал: «Булгар есть небольшой город, не имеющий многих владений, известен же был он потому, что был гаванью…, но русы ограбили его».
Временный упадок Булгара бы связан с русскими походами на эти земли. А вот уже по словам Закарии ибн Мухаммада аль-Казвини (ум. 1283) с одной стороны город Булгар являлся столицей обширного государства, а с другой – был известен как значимый торговый город.
Основное население Булгарского государства занималось земледелием. Арабский ученый-географ X века Ибн Русте писал: «Булгары – народ земледельческий возделывает всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие».
Известно, что в неурожайные годы на Руси булгары отправляли в русские княжества хлеб и спасали местное население от голода.
Согласно арабским источникам X века у булгар преобладал полукочевой образ жизни. В зимнее время они жили в домах, а весной и летом выходили на поле и жили там в юртах. Но это была не скотоводческая перекочевка, а полеводческое земледелие.
Уже в XII веке в описаниях известного арабского путешественника Абу Хамида аль-Гарнати аль-Андалуси мы видим, что булгары из полукочевого образа жизни полностью перешли к оседлости.
Большую роль в переходе на оседлый образ жизни играл ислам. Так, Ибн Русте писал, что «большая часть их исповедует ислам, и есть в их поселениях мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами».
Это привело к бурному росту городов Булгара, Биляра, Сувара, Кашана, Казани, Жукотина, Кирменчука и других. Строительство городов в X-XI веках привело к развитию исламской культуры. Благодаря этому у оседлых булгар стали формироваться религиозные общины – махалли.
Основным строительным материалом того времени было дерево. Вот что писал о строительном деле и внешнем облике города Булгар Абу Хамид аль-Гарнати: «А Булгар тоже огромный город, весь построенный из сосны, а городские стены из дуба. А вокруг него без конца всяких народов, они уже за пределами семи климатов».
А о торговле в булгарской земле он писал следующее: «И привозят люди мечи из стран ислама, которые делают в Зенджане, и Абхаре, и Тебризе, и Исфахане, в виде клинков… а в уплату за них берут шкуры соболя и получают от этого огромную прибыль».
Важные сведения о Булгаре оставили Шихабуддин Абдуллах Якут аль Хамави (ум. 1229) и известный путешественник Ибн Баттута (1304–1377).
Исмаил Абуль Фида писал, что в Булгаре находятся очень хорошие бани. Согласно некоторым данным в период расцвета в городе Булгар было свыше 10 тысяч зданий. Город поражал многих путешественников своим богатством и развитой торговли.
Все фото: shutterstock.com