«…Многоплодная и семенистая, медом и молоком кипящая…»: предивная Казань в глазах летописца

Фото с выставки: Ислам-тудей.
«Казанская история» – один из ключевых памятников литературы XVI века, который привлекает внимание не только описанием сложных отношений Руси и Казани или захватом города войсками Ивана IV, но и глубоко личным, порой противоречивым взглядом на события и их участников.
Автор, захваченный казанцами за двадцать лет до похода Ивана Грозного, жил среди них как почетный пленник, общаясь с ханом и вельможами, изучая летописи и наблюдая за городской жизнью. Образ города, многогранный и изменчивый, раскрывается постепенно.
Это проявляется уже во вступлении, где город назван одновременно «презлым» (скверным) и «предивным» (вызывающим восхищение).
Муфтий РТ: «В исламском мире Казань признали культурной столицей. Теперь важно, чтобы и мы умели ценить эти достижения»

Фото с выставки: Ислам-тудей.
После взятия Казани автор вернулся на службу к московскому царю, что во многом объясняет его отношение. Тем не менее, летописец неоднократно восхищается красотой и удобством расположения – это проявляется в рассказе об основании Казани царем Саином.
Описание сочетает в себе географические сведения, прагматическое перечисление богатств земли и ее эстетическую оценку. Это позволяет автору подчеркнуть уникальность Казани не только для Руси, но и для других государств.

Фото с выставки: Ислам-тудей.
«…Многоплодная и семенистая, медом и молоком кипящая…» – метафора, определяющая богатство земли, придает образу Казани сказочный характер.
Еще одно развернутое описание дается в конце повести, когда Иван IV, установив осаду, осматривает город: «…Удивляясь необычной красоте стен и крепостей…».
Теперь внимание автора сосредоточено на прочности и искусной красоте крепостных стен и оборонительных сооружений. Различие двух описаний обусловлено точкой зрения: в первом случае с позиции основателя города, а во втором – глазами полководца, которому предстоит его осада.
В контексте конфликта с Московской Русью Казань начинает восприниматься враждебной. Она становится символом «преокаянного» царства, связанного с Золотой Ордой и ее агрессивной политикой. Город описывается как место, где вместо «меда и молока» уже «кипит русская кровь», что подчеркивает его враждебность.
Особенно ярко изменение облика Казани проявляется в плаче царицы Сююмбеки, плененной московскими воинами. Ее обращение к городу наполнено скорбью.

Фото с выставки: Ислам-тудей.
Снова используются метафоры, которые появлялись в описаниях Казани автором, но теперь они представляют события с точки зрения вражеской царицы: во времена, когда казанцы нападали на Русь, в городе текли медные реки и потоки винные, а теперь, когда в городе правит ставленник московского царя, в нем проливаются реки крови горожан и источники слез. Полное изменение облика Казани в произведении происходит с победой русских войск.

Фото: Ислам-тудей
Въезжая в побежденную Казань, Иван IV говорит: «О, сколько в единый малый час пало людей за один город этот! И не по глупости своей сложили за него казанцы свои головы: велика была слава и красота царства этого».
Новый царь также приказывает укрепить и расширить Казань. Во всей полноте этот восторженный образ раскрывается в главе «Похвала граду Казани», представляющей собой развернутое авторское восхваление города, символизирующего новую власть.

Фото с выставки: Ислам-тудей.
На протяжении всего произведения Казань олицетворяет собой перемены. Динамичный образ города в «Казанской истории» – это не просто географический объект, а сложный символ, отражающий противоречия эпохи: красоту и разрушение, неприступность и подчинение.

Фото с выставки: Ислам-тудей.
В основу материала легла работа доктора филологических наук Нины Трофимовой «“Предивная Казань”: образ вражеского города в “Казанской истории”».
Как древний Казанский кремль связан с Бухарой?
Динар Зигангиров
Читайте также:
-
Овощи и фрукты, упомянутые в Коране: тыква и имбирь
Еще один овощ, упомянутый в Коране - это тыква. Аят Корана, где говорится о тыкве звучит следующим образом:
«Воистину, Йунус был тоже посланником. Когда он бежал [от своего народа] к нагруженному кораблю, то кинул вместе с другими жребий и проиграл, [и он оказался в море]. Его проглотил кит, и он был достоин порицания. Если бы он не был из числа воздающих славословие Аллаху, то непременно остался бы во чреве кита до Дня воскресения. Наконец, Мы выкинули его [из чрева кита] на пустынный берег, и он тяжко занемог. Там по Нашей воле выросло над ним тыквенное дерево» (Саффат: 139-146).
-
Почему нужно беречь свое сердце?
Одно время Лукман был пастухом. Его господин однажды решил проверить, насколько Лукман умен, и попросил его, зарезав барана, принести ему два самых лучших органа. Лукман принес сердце и язык барана. В следующий раз господин снова попросил зарезать барана, но на этот раз велел принести два самых плохих органа. Лукман снова принес сердце и язык. Хозяин спросил:
– Я просил тебя принести два самых лучших органа барана, ты принес сердце и язык. Я попросил тебя принести два самых плохих органа, ты снова принес сердце и язык. В чем заключается мудрость этого?
-
Одежда, приносящая женщине неприятности
Каждая культура имеет свой дресс-код, который может сильно меняться в зависимости от культуры. Несмотря на эти вариации, можно сказать наверняка, что каждая культура имеет приемлемый и нежелательный дресс-код. Каждый дресс-код, который отдален от понятия приемлемого для общества и влияет на моральные нормы или суждение общества, называют неприличным. Буквально неприличный туалет означает неправильный или неприемлемый способ одевания в обществе, который выставляет напоказ участки тела, которые должны быть покрыты одеждой. Он имеет провокационное влияние на все, что случается с его обладателем. Западная цивилизация со своими конкурсами красоты, рекламой, модной индустрией и фильмами, сделала неприличное одевание модным. Она не знает уважения к культуре, в результате чего большинство людей стали рабами мира моды.
Ношение неприличных платьев становится традицией в общественных местах, особенно в высших учебных заведениях. Такой способ одевания является бельмом на глазу и не воспринимается как должное. В высших учебных заведениях, которые, как предполагается, являются цитаделью обучения, на которые возложена ответственность обучения, как науке, так и морали, стали театром абсурда
-
Большие грехи: присвоение чужого имущества
Всевышний Аллах говорит:
«Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (аль-Бакара, 188)
«Укора, несомненно, заслуживают те, которые притесняют людей и бесчинствуют на земле безо всякого права на то. Им уготовано мучительное наказание» (аш-Шура, 42).
-
Салах ад-Дин - великий полководец
Юсуф ибн Айюб, по прозвищу Салах ад-Дин («Честь Веры»), родился в 1137 году на севере Ирака, в городе Тикрите. До нас дошло мало достоверной информации о его детстве и юности. Известно, что в ранние годы жизни Салах ад-Дин собирался посвятить свою жизнь изучению и распространению ислама. Тогда он совсем не задумывался о карьере полководца и правителя.
-
Вин Дизель восхищается Рамаданом
Вин Дизель назвал наступление Рамадана очень важным праздником
-
Один из самых разрушающих грехов и как с ним бороться
В какой-то момент все в нашей жизни начинает идти не так, мы терпим постоянные неудачи, испытываем беспокойство, и сами того не понимаем, в чем причина этого. Без осознания этих болезней сердца и вреда, наносимого ими, человек не может вернуться к состоянию покоя и довольства своей жизнью. Это – духовные болезни, одним из самых страшных является..
-
Как проходили похороны пророка Мухаммада (мир ему)? Подробный разбор
Новость о смерти посланника Аллаха (мир ему) стала для всех мусульман большим потрясением. Несомненно, для них это была огромная утрата. Большинство мусульман Медины, узнав о кончине Порока (мир ему), устремились к мечети....