Идея, лежащая в основе больниц в мусульманском мире тысячу лет назад, состояла в том, чтобы предоставить широкий спектр услуг - от лечения до реабилитации, приютов и домов престарелых. Мусульмане заботились о самых разных людях, богатых и бедных, потому что приверженцы ислама обязаны лечить больных, кем бы они ни были.
Такие больницы финансировали религиозные благотворительные фонды, которые назывались вакфами, хотя для обслуживания некоторых больниц также использовались деньги из государственной казны. Отчасти благодаря этому финансированию они быстро превратились в серьезные научные учреждения и стали неотъемлемой частью городской жизни.
До мусульман храмы исцеления существовали у греков. В них здравоохранение было основано скорее на идее чудесного исцеления, чем на научном анализе и практике. Греческое византийское благотворительное учреждение, ксенодохейон (буквально «гостиница для странников»), было сильнее всего похоже на больницу, где помогали прокаженным, инвалидам и бедным. Хотя информации о ранних больницах в Древнем Египте, Месопотамии, Китае, Персии и Индии недостаточно, неудивительно, если окажется, что в этих культурах пациенты в каком-то виде получали формальное лечение в специально отведенных для этого частях зданий.
От приютов для больных до Бимаристана – как развивалась исламская медицина?
Первая больница
Возможно, самой ранней мусульманской больницей был передвижной диспансер исламских армий, восходящий к временам Пророка (мир ему и благословение). Это традиция, которая сохранялась на протяжении веков исламской славы. При этом первая организованная больница была построена в Каире между 872 и 874 годами. Больница Ахмада ибн Тулуна лечила и обеспечивала лекарствами всех пациентов бесплатно. Это было довольно передовое учреждение с двумя купальнями, отдельно для мужчин и для женщин, богатой библиотекой и психиатрическим крылом. Пациенты сдавали уличную одежду и ценности на хранение руководству больницы, прежде чем надеть специальную больничную одежду и получить койку в палате.
Другие важные больницы
Среди других значимых больниц - большая больница Багдади, построенная в 982 году, со штатом, состоящим из 24 врачей. В Дамаске 12 века существовала еще более крупная больница - Нури. Здесь давали медицинские консультации, а аптекари, парикмахеры и ортопеды, окулисты и терапевты экзаменовались «инспекторами» на основе определенных наборов текстов. В этих больницах лечили не только тела. В Багдадской больнице 9 века, где трудился ученый-медик Аль-Рази, было специальное отделение исключительно для душевнобольных. От этих первых учреждений больницы распространились по всему мусульманскому миру, достигнув Андалусии в Испании, Сицилии и Северной Африки.
Больница Аль-Кайраван
В 9 веке больница Аль-Кайраван являлась ультрасовременным учреждением с хорошо организованными помещениями. В ней были залы ожидания для посетителей, мечеть для пациентов, где можно было молиться и учиться. В больнице работали медсестры из Судана, обычные врачи и команды Фукаха аль-Бадана, группа ученых, практикующих медицину, чьи медицинские услуги включали кровопускание, вправление костей и прижигание. Здесь также была специальная палата для прокаженных. Она называлась Дар аль-Джудхама и была построена вблизи больницы Аль-Кайраван, в то время как в других местах проказа считалась неизлечимым признаком зла. Больницу финансировала государственная казна и люди, которые делали щедрые взносы для увеличения доходов больниц и обеспечения наилучшего лечения.
Больница Аль-Мансури
К 13 веку в Каире было 3 больницы. Самой известной из них была клиника Аль-Мансури. Когда мамлюкский правитель Египта Аль-Мансур Калавун (султан 1279–1290 годы) был еще принцем, во время военной экспедиции в Сирию он заболел почечной коликой. Лечение, которое он получил в больнице Нури в Дамаске, было таким хорошим, что он поклялся основать подобное учреждение, как только взойдет на престол. Сдержав слово, он построил больницу Аль-Мансури в Каире и заявил: «Сим я посвящаю эти вакфы во благо равных и подчиненных мне, для солдата и принца, большого и малого, свободного и раба, для мужчин и женщин».
«Долг больницы – забоиться о больных, бедных, мужчинах и женщинах до их выздоровления. Она служит сильным и слабым, бедным и богатым, подданному и принцу, гражданину и разбойнику, без взымания какой-либо платы, а только ради довольства Всевышнего», - гласит надпись на больнице Аль-Мансури.
Облик больницы Аль-Мансури в Каире
Клиника Аль-Мансури 1284 года была построена с четырьмя входами, каждый с фонтаном в центре. Мамлюкский султан Калавун позаботился о том, чтобы она был должным образом укомплектована врачами и полностью оборудована для ухода за больными. Он назначил санитаров мужского и женского пола для обслуживания пациентов, которые находились в отдельных палатах. На кроватях были матрасы. Во всех помещениях больницы был водопровод. В одной из частей здания главврачу была выделена комната для обучения и чтения лекций. Ограничений по количеству пациентов, которых можно было лечить единовременно, не было. Больничная аптека выдавала пациентам лекарства, которые они могли забрать домой.
Больницами мусульманского мира управляли разумно. Например, Ибн Джубайр, путешественник 12 века, хвалил то, как больница Ан-Нури заботилась о благополучии пациентов. «Новая [больница Нури] - самая посещаемая и самая крупная из двух [больниц в Дамаске], и ее дневной бюджет составляет около 15 динаров. У нее есть надзиратель, который ведет журналы регистрации, где указываются имена пациентов и расходы на требующиеся лекарства, продукты питания и тому подобное. Врачи приходят рано утром, чтобы осмотреть больных и назначить приготовление полезных лекарств и продуктов питания, подходящих для каждого пациента», - вспоминает Ибн Джубайр.
Путешественник также отметил одну или несколько больниц в каждом городе в большинстве мест, где он бывал, и заявил, что больницы были одним из «лучших доказательств славы ислама».
Учебные больницы
Учебные больницы, как и сейчас, являлись основой обучения новых студентов-медиков. 800 лет назад в этих клиниках проводились практические и теоретические занятия.
Как и сегодня, обучение велось как в группах, так и индивидуально. Лекции шли в большом зале больницы, и их предметом обычно было чтение медицинской рукописи так называемым читающим в слух врачом. После чтения главный врач или хирург задавали свои вопросы и отвечали на вопросы студентов.
Многие студенты изучали тексты вместе с известными врачами, и, поскольку в мусульманском мире было много бумаги, сохранились рукописи, написанные «для личного пользования». В Европе таких текстов было мало, и ученики редко ими владели.
Обучение у кровати больного - другая часть медицинского обучения для групп студентов, которые следуют за лечащим врачом или хирургом во время обхода палат, - считалось очень важным. Более продвинутые учащиеся наблюдали, как врач собирает анамнез и осматривает пациентов, а также выписывает им рецепты в амбулаторном отделении больницы.
Одна из этих медицинских школ находилась в больнице Ан-Нури в Дамаске. Под руководством врача Абу аль-Маджида аль-Бахили правитель Нур ад-Дин ибн Занги (1118-1174 годы) основал больницу. Она была названа в его честь, и он обеспечил клинику запасами еды и лекарств, а также пожертвовал большое число медицинских книг, которые были размещены в специальном зале.
Больницами на Востоке восхищались крестоносцы, которые позже создали аналогичные учреждения.