Битва при Ямаме произошла во времена правления халифа Абу Бакра (р.а). Таким образом мусульмане старались устранить угрозу со стороны лжепророка Мусайлимы аль-Каззаба.
Поскольку мусульмане ждали поддержки Халида бин Валида (р.а.), Абу Бакр приказал армии под командованием Икримы (р.а.), находившейся возле Ямамы, не вступать в бой с армией Мусайлимы.
Армия Мусайлимы состояла из людей племени Бану Ханифа, которое, как известно, было очень сильным и воинственным племенем.
Вот почему мусульманам нужно было заручиться максимальной поддержкой. Однако Икрима не смог сдержаться, напал на Мусайлиму и в результате потерпел поражение.
После этого для поддержки оставшихся мусульман со своей армией пришел Шурахбил (р.а.). Абу Бакр также сказал ему не вступать в бой до прихода Халида.
Однако подобное искушение пришло и к нему, он приказал своей армии атаковать, но также был побежден Мусайлимой. Когда Халид бин Валид и его 14 000 человек прибыли на место, он увидел поверженных воинов Шурахбиля и упрекнул его в преждевременном нападении.
После двух побед над мусульманами армия Мусайлимы чувствовала себя непобедимой. Однако многие из 40 000 воинов Мусайлимы сражались не из-за религиозных убеждений, а, скорее, из-за преданности племени. Многие из них сомневались в том, что Мусайлима является настоящим пророком.
Вначале битва развивалась в пользу мусульман, а затем в пользу вероотступников, в результате чего мусульманам пришлось отступать, и враги начали их преследовать.
Вероотступники принялись грабить мусульманские лагеря, давая мусульманам время на перегруппировку. Мусульмане снова атаковали и сумели отбросить врага.
Халид бин Валид вышел на поединок и сразился с лучшими воинами Мусайлимы. Все они один за другим были повержены. Затем он предложил провести переговоры с Мусайлимой, который вышел в окружении группы воинов.
Халид бин Валид был великим полководцем и часто в своих интересах использовал психологическую войну на поле боя. Он выманил Мусайлиму и дождался прекрасной возможности нанести удар, однако Мусайлима развернулся и убежал. Это деморализовало людей Мусайлимы, и мусульмане начали кричать «Аллаху акбар!»
Мусульмане атаковали в полную силу и заставили вероотступников бежать и скрыться в крепости. Вероотступники спросили у Мусайлимы, где победа и где чудеса, которые он им обещал.
Он ответил: «Сражайтесь, чтобы защитить свою честь и благородное происхождение. Что же касается религии, то религии нет». Стены крепости были неприступными, и мусульмане не знали, как положить этому конец.
Тогда пожилой сподвижник, который был известен своей храбростью и смелостью, предложил один выход. Его звали Бараа ибн Малик (р.а). Он посоветовал перебросить его через стену, чтобы открыть ворота и пропустить мусульман.
Поначалу Халид отказывался от этой идеи, но в конце концов план был принят. Его перебросили через стену, и каким-то чудом ему удалось ослабить засовы на воротах. Мусульмане хлынули в крепость через узкие ворота.
Многим известна история Вахши, абиссинского раба, которому Хинд ибн Утба даровал свободу после убийства дяди Пророка ﷺ, Хамзы (р.а.), в битве при Ухуде. Он был опытным копьеносцем и довел этот метод ведения боя до совершенства в надежде обрести свободу.
В этой битве именно Вахши (р.а.) сумел убить Мусайлиму, пронзив его живот копьем. Тот рухнул на землю, а Абу Дуджана (р.а.) его окончательно добил. Здесь Вахши произнес свою знаменитую фразу: «До ислама я убивал лучших из людей, а после ислама я убивал худших из людей».
Читайте также: Как соблюдать равновесие между аскетизмом и богобоязненностью?
Многие великие сподвижники и хафизы (те, кто выучил наизусть весь Священный Коран) погибли в тот день, храбро сражаясь.
Среди них были Сабит бин Кайс (р.а.), представитель курайшитов, и Зайд бин аль-Хаттаб (р.а.), сводный брат Умара (р.а.).
Умар говорил, что брат превзошел его в двух вещах – в принятии ислама и мученической смерти. Потеря такого количества хафизов побудила Абу Бакра начать составлять Коран в письменной форме, чтобы обеспечить его сохранность и неизменность.