Передача символического посоха. Фото: Ислам-тудей
На прошлой неделе в Казани после реставрации открылась историческая «Ново-Слободская мечеть». В рамках церемонии состоялась передача символического посоха имам-хатыйбу мечети – Фариду хазрату Салману.
Многие не раз видели, как во время хутбы имамы держат в руках, опираясь, длинную палку – посох. Что это за символ, и почему имамы держат посох во время вагазов (проповедей)? Имеет ли этот предмет отношение к исламу и имамству? Разберем в статье.
Для начала обратимся к истокам. Посох – это предмет, восходящий к праведникам и посланникам. Это – атрибут пророков. Имам Суюти (1445-1505) в своем трактате «аль-Инба би-анналь-аса мин сунани аль-анбийа» пишет, что использование посоха является общей практикой всех пророков.
Последняя из сохранившихся: Раис Татарстана открыл Белую мечеть после реставрации
У первого человека и пророка Адама (а.с.) был посох. Сообщается, Когда Адам (а.с.) покинул Рай, то взял с собой четыре вещи – это посох, кольцо, слезы и оторванный фиговый лист.
После его смерти, посох передавался от отца к сыну, от посланника к посланнику. Известно, что тот посох был одним из предметов, который пророк Нух (а.с.) взял с собой на ковчег.
Потом посох был передан пророку Салиху (а.с.). Народ, которому он был послан, потребовал, чтобы из расколовшейся скалы вышла верблюдица с детёнышем. Тогда Салих (а.с.) совершил намаз и воззвал к Аллаху. Ударив посохом Адама (а.с.) по скале, он исполнил их условие. Из скалы вышла верблюдица с детенышем и произнесла: «Ла илаха илла-ллах, Салих – расулуллах».
Когда пророк Муса (а.с.) стал зятем пророка Шуайба (а.с.), он отвел его в комнату, где висели посохи и велел ему выбрать одну, чтобы пасти овец. Муса (а.с.) выбрал красный посох. Шуайб сказал, что он был дарован пророку Адаму (а.с.) Аллахом в Раю. Так посох оказался у Мусы (а.с.).
Фото: ArtMari / shutterstock.com/ru
В суре «Та Ха» упоминается посох Пророка:
«[Муса] Ответил: «Это – мой посох. Я опираюсь на него и сбиваю листья для моих овец. Я нахожу ему и другое применение» (Та Ха, 18).
Посох Мусы (а.с.) стал символом, который олицетворял безграничную волю и силу Всевышнего Аллаха. Он превращался в змею, унижая колдунов, открывал море, по которому можно было пройти по тропинке.
В книге татарского богослова XVIII века Таджуддина Ялчыгола «Рисаляи Газиза» («Послание Газизе») есть глава, посвященная посоху пророка Мусы (а.с.). В ней говорится, что посох пророка имел порядка десяти удивительных свойств.
«Одно из них заключалось в том, что если навстречу Пророку Мусе (а.с.) попадался враг, то посох превращался в храброго защитника пророка, способного противостоять этому ненавистнику. Или, к примеру, Муса в кромешной темноте мог найти дорогу при помощи того же посоха, который волшебным образом превращался в светильник. Стоило Мусе обнаружить в пустыне заброшенный глубокий колодец, как он опускал в него посох, который в мгновение ока удлинялся, а на его конце чудесным образом появлялось ведро, черпая воду из колодца, пророк утолял жажду и совершал омовение.
Когда же Мусе хотелось отведать сочных плодов и фруктов, он втыкал посох в почву и посох превращался в плодоносящее древо, усеянное фруктами. Когда на пути Мусы возникала водная преграда, посох превращался в ладью, при помощи которой путник преодолевал препятствие. Один конец этого посоха был в виде рогатины. Так вот стоило захотеть Мусе молока или меду, с одного конца этой волшебной рогатины можно было напиться молока, а с другого насытиться медом.
Пускаясь в дальнюю и утомительную дорогу, Муса взбирался в седло резвого скакуна. Этим скакуном опять был все тот же волшебный посох. Когда требовались Мусе благовония, как тут же посох источал чудесные ароматы, насыщая ими всю округу. При появлении поблизости человека, промышлявшего воровством, посох человеческим голосом извещал Мусу о грозящей опасности. Враги пророка воспринимали посох как ядовитую и очень длинную змею».
Согласно произведению, длина посоха Мусы (а.с.) составляла десять аршин, то есть около 7 метров.
Известно, что пророк Мухаммад ﷺ также пользовался посохами в разных целях. Передают, что аль-Хакам ибн Хазн, да будет доволен им Всевышний Аллах, рассказывал: «Мы присутствовали на пятничном намазе вместе с Пророком ﷺ, и он стоял, опираясь на посох или лук».
Из книги "Социальное положение мусульманского духовенства Казанской губернии в конце XIX - начале XX вв. "
Посох Пророк ﷺ использовал и как опору, и в качестве сутры, то есть клал перед собой во время намаза, чтобы ему не мешали проходящие перед ним люди. В преданиях сообщается, что и у сахабов были посохи. В хадисе также сказано, что трость – это признак верующих и сунна пророков. В книге «Шир‘атуль ислам» упомянуто, что посох – отличительный признак мусульман.
История пророков в исламе завершилась уходом из жизни Печати пророков – Мухаммада Мустафы ﷺ. Посох остался же символом определенных полномочий и стал восприниматься как символ власти халифа. После разорения Багдада монголами посох перестал быть символ власти и стал атрибутом духовных лиц. Следуя примеру посланника Аллаха ﷺ, шейхи тарикатов ходили с посохами.
Фото: Stanislaw Mikulsk/ shutterstock.com
Посох – это также атрибут татарского ислама. В знак того, что в Казанском ханстве обращение жителей в мусульманство совершилось мирным путем, мулла во время молитвы в мечетях Казанского края стоял, опираясь на посох странника.
Костюм муллы состоит из рубахи с воротником-стойкой, штанов с широким шагом, чапана, чалмы, посоха и четок. Мулла был и духовным наставником для уммы. Для муллы посох имел огромное значение: на него он опирался при произношении пятничной проповеди, при которой она играла роль перегородки между ним и прихожанами, также посох явлвется символом добровольного принятия местным народом ислама в отличие от восточных стран, где духовные лица опираются на саблю, висящую на поясе.
Фото: Ильнур Мифтахов / ДУМ РТ
В этой связи есть известное предание о трех сподвижниках Пророка ﷺ, которые в древности приехали на землю волжских булгар и принесли ислам на эти земли. Им в дорогу были даны три вещи: чалму, посох и чернильницу, с которыми они и прибыли в Булгар.
Один из сподвижников Пророка ﷺ одел чалму и воткнул посох в чернильницу. Посох разросся и превратился в дерево, из которого был сделан веник, с помощью которого и вылечили от болезни ханскую дочь. Эти три символа (просвещение, духовность и миролюбие) символизируют традиционный ислам у татар.
Хасан аль-Басри рахимахуллахи говорил: «Использование посоха при ходьбе имеет шесть особенностей. Это:
1. Сунна пророков.
2. Обычай святых людей и аулия.
3. Оружие против змей, собак и других подобных животных.
4. Помощник для слабых, больных и пожилых людей.
5. Вызывает гнев у мунафиков.
6. Способствует приумножению савабов. Увидев му’мина с посохом, шайтан старается поскорее скрыться из глаз. Лицемеры-мунафики и порочные люди стараются держаться от него подальше. Этот посох становится кыблой для человека, совершающего намаз, то есть он втыкает его в землю перед собой. Если устанет в пути, то опираясь на посох, он обретет силу».
Фото: Ильнур Мифтахов / ДУМ РТ.
Согласно исламскому вероучению, использование посоха является сунной. Поэтому и в наши дни имамы произносят пятничные проповеди, опираясь на посох. Тут посох выступает символом попечительства. Имам несет ответственность за свою паству, а посох символизируют этот момент в исламе.
В хадисе сказано: «Каждый из вас есть пастух и каждый из вас несет ответственность за своих подопечных». Поэтому имам должен знать, как правильно управлять делами людей и как работать для достижения благой цели, чтобы это было для процветания общества и для пользы людей.
В конце статьи об этом атрибуте мусульман хочется вспомнить одно предание:
Когда имама аш-Шафии спросили, почему он держит при себе всегда посох, хотя и нет в этом надобности, он ответил: чтобы помнить, что я являюсь путником в этой жизни.
Фото: ArtMari / shutterstock.com/ru
Сайда Хайат