Липки: история татар Белоруссии

История татар Белоруссии

История татар Белоруссии

В этом году отмечается 623 летие проживания татар в Белоруссии. Многие, наверное, слышали о польско-литовских татарах, которых еще принято называть “липками”. Однако мало кто знает, что большинство современных липок живет не в Польше или Литве, а именно в Белоруссии.

Согласно последним переписям всего в Восточной Европе насчитывается 15 тысяч татар-липок. Из них 7,3 тысяч живут в Белоруссии, 2,7 тысяч в Литве, 1,9 тысяч в Польше, а также небольшое количество в Украине.

Татары в Беларуси по переписи 2009 года

Татары в Беларуси по переписи 2009 года

На территории Белоруссии эта этнографическая группа татар компактно проживает:

1. в городе Минске и Минской области (города Клецк, Копыль, Молодечно, Мядель, Смиловичи, Узда);

2. в городе Гродно и Гродненской области (города Новогрудок, Мир, Слоним, Ивье, Лида, Ошмяны, Скидель; деревни Сандыковщизна, Острино);

3. в Брестской, Витебской, Гомельской и Могилевской областях (города Брест, Витебск, Гомель, Могилев, Визды, Глубокое,  Докщицы, Ляховичи).

Татарская мечеть в Новогрудке

Татарская мечеть в Новогрудке

Первая информация о белорусских татарах относится к началу 14 века. Так в 1324 году монахи-францисканцы, прибывшие в Великое княжество Литовское (земли современной Белорусии являлись составной частью этого княжества) для распространения католической веры, были весьма удивлены увидев здесь людей прибывших из земель хана и молящихся по-восточному.

Известно, что литовские князья Гедимин, Кейстут и Ольгерд приглашали для военной службы татар из Золотой Орды. В 1319 году в битве с Тевтонским орденом татары находились в передних рядах войск Гедимина. А в 1350 и 1352 годах всадники зотоордынского хана Джанибека участвовали в военных походах князя Ольгерда. После этих походов часть татар осталась в Великом княжестве Литовском. Таким образом началась история заселения татарами территорий современной Белорусии и нынешние липки являются потомками тех самых татар.

В 1397 году, во времена правления литовского князя Витовта, большому количеству татар из Золотой Орды было разрешено поселиться на территории княжества. Именно эту дату сейчас принято считать официальным началом проживания татар на белорусской земле. После распада Золотой Орды, Великое княжество Литовское продолжила тесные связи с Крымским ханством. Поэтому нынешние белорусские татары-липки имеют родство с волго-уральскими, крымскими, сибирскими татарами, а также ногаями. 

Например, родство с волго-уральскими татарами подтверждается современными ДНК исследованиями. Так, недавно, учеными генетиками был изучен генофонд белорусских татар-липок. Результаты этого исследования опубликованы в статье “East Eurasian ancestry in the middle of Europe: genetic footprins of Steppe nomads in the genomes of Belarusian Lipka Tatars” в журнале “Scientific Report”.

В ходе исследований были изучены как мужские (Y-ДНК), так и женские (МтДНК) образцы ДНК, а также проведен аутосомный анализ. Согласно результатам ДНК анализа, из всех тюркских народов к белорусским татарам-липам наиболее близкими оказались волго-уральские (волжские) татары. Это родство также подтверждается данными некоторых родословных татар-липок.

Религиозные книги белорусских татар - Китабы

Религиозные книги белорусских татар - Китабы

 

Поселившись в Литве, татары получили от великого князя вотчины, за которые несли военные и другие обязанности.  Постепенно в Великом княжестве Литовском по социальному положению сформировалось три группы татар: потомки золотоордынской знати, служилые татары и городские жители. Если вначале татарская знать по своему правовому статусу была близка к польской шляхте, то позже из-за усиления католической веры их положение стало ухудшаться.

К 16 веку они практически потеряли связь со своей исторической родиной и перешли с тюркского языка на старобелорусский и польский языки, а также под влиянием местного населения стали меняться обычаи. Однако белорусские татары-липки сохранили свою религию - Ислам и историческую память о своем происхождении, которая оберегалась в виде семейных преданий, родовых тамг и фамилий, а также других реликвий.

Продолжение следует...

Мухсин Нурулла

Использованные источники:

1.Гришин Я.Я. Польско-литовские татары: взгляд через века. Исторические очерки. Казань, 2000.

2.Канапацкая З. И. Положение татар-мусульман в Беларуси в XX — нач. XXI в.: национально-религиозное возрождение // Культура мира среди религий: доклады Международной научной конференции (Минск, 30 ноября 2015 г.) / Культурное представительство Посольства Исламской Республики Иран в Республике Беларусь, Белорусский государственный университет культуры и искусств [и др.]. Мин ск, 2016. С. 101—105.

3. Канапацкая З. И. Татары Беларуси и их культура (XIV-XVII века). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук 07.00.02, 08.04.2005.

4 Vasili Pankratov, Sergei Litvinov. East Eurasian ancestry in the middle of Europe: genetic footprins of Steppe nomads in the genomes of Belarusian Lipka Tatars // Scientific Report, July 2016. (cм. русскую версию Надежды Маркиной “Белорусские татары донесли до Европы гены Золотой Орды”  [http://генофонд.рф/?page_id=9334 ]).

Социальные комментарии Cackle