Когда дело доходит до исламских исследований и открытий, которые в этот мир принесли исламские народы, то мусульманки, к сожалению, очень часто остаются в стороне. Такое отношение связано с распространённым стереотипом о том, что в Исламе сфера деятельности женщин ограничивается домом и созданием семейного уюта.
Однако если мы обратимся к истории и остановимся на современности, то заметим, что мусульманки-учёные на самом деле вносили и продолжают вносить большой вклад в развитие не только мусульманского, но всего мирового сообщества.
Речь идёт о женщинах, которые глубоко изучали Ислам, писали учебники, выступали в качестве религиозных авторитетов и даже обучали некоторых из самых известных учёных-мужчин. И сегодня мы хотим познакомить вас с несколькими из таких выдающихся женщин мусульманского мира.
1. Нафиса Бинт Аль-Хасан (762-824)
Праправнучка пророка Мухаммада (мир ему) родилась в Мекке и провела свою последующую жизнь в Каире, где сегодня можно найти мечеть, названную её именем.
Воспитана она была в соответствии с требованиями шариата, получила исламское образование от самых великих учёных. Ещё будучи молодой девушкой, она уже заучила Коран наизусть и могла цитировать хадисы, прекрасно разбиралась в исламской юриспруденции.
Бинт аль-Хасан была известна своей чрезмерной преданностью богослужению. По сообщениям тех, кто был с ней знаком, она постилась в течение дня, молилась всю ночь и совершала хадж около тридцати раз за всю свою жизнь. Она преподавала двум наиболее выдающимся учёным всех времен – Абу Абдалле Мухаммеду Идрису Аш-Шафи и Ахмаду ибн Ханбалу, чьи учения ведут к шафиитской школе юриспруденции и ханбальской школе юриспруденции соответственно.
2. Умм Аль-Дарда аль-Согра (VII век)
«Я пытался поклоняться Аллаху всеми способами, но я никогда не находил лучшего, чем сидеть и рассказывать о трудах и открытиях других учёных» Умм аль Дарда.
Она выросла, чтобы стать юристом, исламским учёным и учителем хадисов и фикха, и в конечном итоге начала читать лекции как мужчинам, так и женщинам в дамасской мечети. Согласно саудовской газете, Умм-Аль-Дарда стала надёжным авторитетом в области хадисоведения и давала уроки нескольким видным исламским деятелям и учёным, в том числе Омейядскому Халифу Абдулу Малику Бен Марвану, а также знаменитому учёному, богослову и судье Хасану аль-Басри.
Умм рассматривала обмен знаниями как форму поклонения Всевышнему: «Я искала поклонения во всём. Но не нашла ничего более облегчающего для себя, чем сидеть с учёными и обмениваться с ними [знаниями]».
3. Шухда Аль-Багдадия (X век)
Шухда была большим авторитетом в хадисах и изысканным каллиграфом. Она также была известна как Фахр Ан-Ниса, или «гордость женщин». Получив именование также как «писатель Багдада», Шухда родилась в Иране и умерла в Ираке.
Обучаясь под руководством своего отца, известного традиционалиста Абу Насра ад-Динавари, а также нескольких известных учёных, Аль-Багдадия была известна тем, что точно передавала и объясняла хадисы. Она читала лекции в университетах и мечетях Багдада, и её учение о хадисах пользовалось большим уважением. Помимо её обширных знаний о высказываниях Пророка (мир ему), она была известна своими безупречными навыками в каллиграфии.
«Её стиль письма (мансуб) приобрёл большую популярность и сохраняется из поколения в поколение, - пишет декан Кембриджского исламского колледжа Мухаммад Акрам Надви. – В её время в Багдаде не было никого, у кого был бы такой почерк, как у неё».
4. Фатима аль-Самарканди (XII век)
Обученная своим отцом, выдающимся юристом Мухаммедом Аль-Самарканди, Фатима выросла и стала уважаемым учёным и юристом. Она в совершенстве овладела ханафитской юриспруденцией и науками о хадисах, причем её юридические суждения и передачи хадисов считались очень надёжными.
По словам доктора Умара Фарука Абдаллы, она преподавала Исламские науки как мужчинам, так и женщинам, а студенты предпринимали далёкое и непростое путешествие в Сирию только для того, чтобы учиться у неё. В частности, Фатима аль-Самарканди служила личным советником Нур-ад-Дина Занги, одного из самых известных правителей в исламской истории.
Несмотря на то, что её преследовали короли и принцы, она вышла замуж за одного из учеников своего отца – Алаа аль-Касани, известного ханафитского юриста. Интересно, что Аль-Самарканди сыграл важную роль в работе аль-Касани, исправив и отредактировав его юридические заключения.
«Его уважение к ней было настолько велико, что он не подписывал юридические заключения, которые он издал, пока Фатима не подписала их первой», - пишет д-р Абдалла.
5. Фатима Аль-Фудайлия (XVIII век)
Известная как Аль-Шейха Аль-Фудейлия, эта мусульманка в совершенстве овладела искусством каллиграфии и преуспела в различных исламских науках, отличившись особым интересом к хадисам.
Получив соответствующие религиозные знания от известных учёных, она стала надежным источником информации о хадисах, а студенты посещали её лекции и получали от неё сертификаты о прохождении обучения. Среди её выдающихся учеников были Шейх Омар аль-Ханафи и шейх Мухаммад Салих. К концу своей жизни Аль-Фудайлия поселилась в Мекке, где основала публичную библиотеку.
Ильмира Гафиятуллина