В эти дни в Казани проходит крупный бизнес-форум «Взгляд в будущее», который собрал не только известных татарских бизнесменов, но и представителей малого и среднего бизнеса из других регионов Российской Федерации. В ходе двухдневного интенсива участники форума могут не только презентовать свою работу, но и наладить тесный контакт с успешными бизнесменами, найти новые инвестиционные проекты, ознакомиться с татарстанским опытом.
В числе гостей представители Министерства Экономики Республики Татарстан, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, Министерства промышленности и торговли РТ, Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан, Тест-Татарстан, Республиканского сертификационного методического центра «Управление Роспотребнадзора Республики Татарстан», ГУП «Национальная торговая марка».
Безусловно, не осталась без внимания и набирающая обороты область исламских финансов и халяль-индустрии. В панельной сессии «Развитие исламского бизнеса, экономики и финансов в России», модератором которой выступила Ассоциация предпринимателей мусульман России приняли участие Эдуард Юсупзянов, заместитель председателя попечительского комитета Совета муфтиев России Ильсур Салихов, доцент юридического факультета КФУ Ренат Валиуллин, представитель РТ в Санкт-Петербурге и многие другие. В ходе дискуссии обсудили перспективы и факторы, сдерживающие развитие сферы исламских финансов в России.
Сама отрасль исламских финансов — одна из самых быстрорастущих в мире. Значительная доля мусульманского населения в мире позволяет говорить о большом потенциале роста исламских финансовых активов в будущем. Исламский финансовый сектор показал более быстрый рост после мирового кризиса 2008 г. по сравнению с традиционным, получив развитие во многих странах за пределами исламского мира. Привлечение иностранных инвестиций из стран Ближнего Востока и других мусульманских стран путем создания условий для функционирования бизнеса в соответствии с религиозными принципами потенциальных инвесторов могло бы стать одним из способов улучшения существующей экономической ситуации.
Отдельным блоком была заявлена тематика перспектив развития халяль-индустрии, которую модерировал Линар Якупов, председатель Национальной ассоциации индустрии халяль (НАСИХ). В ходе продолжительной беседы спикеры подняли ряд вопросов, как тенденции развития индустрии халяль, участие государства в развитии этого направления, как привлечь инвесторов и как популяризировать халяль среди населения.
- Сам по себе системный подход к реализации халяль-продукции сложился именно в Малайзии. Эта страна вложила очень много средств в развитии данной отрасли, - отметил Якупов. – Сейчас на базе этого опыта, этой практики, подтянулись и страны Ближнего Востока, вслед за которыми были вовлечены в процесс производства халяль-продукции и немусульманские страны, такие, как Таиланд, Китай и ряд других стран. Самые крупные поставки КРС идут из стран Латинской Америки. И это все несмотря на то, что мусульманское население минимально, буквально несколько процентов. Они понимают, что это глобальные рынки, что стандартам надо соответствовать.
К сожалению, на сегодняшний день отрасль исламских финансов и халяль индустрии не являются параллельными, вместе идущими структурами. Это связано с тем, что во многих странах внедрение халяльной индустрии занимает более долгий процесс, чем запуск халяльных производств. Роль катализатора здесь играют сертифицирующие органы и бизнес-структуры, проявляющие интерес к этому направлению.
- Здесь важно правильно выстроить рынок сбыта. Второй момент – вопрос финансирования. Если говорить о нынешней ситуации, что сейчас финансирование идет полностью за счет собственных средств, но никак и за счет финансовых институтов. В связи с этим мы начали поднимать вопрос, чтобы в рамках поддержки малого и среднего бизнеса обязательно нужно закладывать те механизмы, которые хотя бы на начальном этапе позволяли становиться на ноги игрокам халяльной индустрии.
К сожалению, проследить в количественном отношении работу в этом направлении в России пока невозможно, поэтому при анализе мы опираемся на цифры, которые нам дают сертифицирующие органы. Даже так сегодня разговор идет о том, что вклад халяль-индустрии в ВВП страны составляет порядка 1,5%. Это очень серьезные суммы, поэтому сейчас наша задача в рамках продвижения и защиты интересов производителей выводить эту индустрию на все необходимые уровни, чтобы халяль-индустрия в целом была включена во все программы и рассматривалась в целом как отдельное направление и как катализатор развития отношений с мусульманским миром.
Также прорабатываются варианты того, чтобы уже инвесторы приходили и хотя бы рассматривали проекты игроков халяль-индустрии, чтобы вкладываться в этот сектор. По словам спикера, на сегодняшний день лишь единицы компаний выдерживают стандарты в рамках подготовки инвестиционных проектов и презентаций. Здесь крайне важно научить рассказывать о своей продукции.
- В настоящее время в экономике России проходит лишь начальная стадия установления этических норм, - отметил Марат Низамов, руководитель комитета по стандарту «Халяль» при ДУМ РТ. – Только-только происходит смена представлений о характере и целях бизнеса, его общественном назначении. Бизнесмены начинают все активней обращаться к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Сегодня все больше мусульман-предпринимателей изучают вопросы, связанные с дозволенным и запретным поведением в бизнесе, правильными взаимоотношениями с партнерами. Ведь индустрия халяль – это не просто отрасль экономики, это особый мир со своей системой ценностей, типом поведения, профессиональным и общественным опытом.
Среди экономических факторов, способствующих развитию халяльной индустрии спикер назвал возрастание влияния исламской экономики на мировое хозяйство, усиление социально-экономической и политической роли мусульман, рост частной предпринимательской инициативы со стороны последователей ислама, богатый положительный опыт РФ в области сотрудничества со странами исламского мира и современную геополитическую ситуацию.
- Что есть «халяль»? В переводе с арабского языка – «разрешенный». На сегодняшний день это не просто разрешенная для употребления мусульманам пища, а целая индустрия, обеспечивающая безопасность здоровья и жизнедеятельности человека, качество и надежность. Продукция с маркировкой «халяль» во всем мире воспринимается как натуральная, органическая, качественная продукция. Помимо мясомолочных продуктов, это пищевая и легкая промышленность, это банковская сфера, образование, парфюмерия, косметика, фармакология, и самый широкий спектр услуг.
Стандарт «халяль» признан всеми странами ОИС и большинством стран содружества, а также другими странами как Австралия, Англия, Канада, США, Франция и так далее. Марка «Халяль» используется как международный бренд, указывающий на высококачественный экологически чистый продукт и носящий положительный заряд энергии и эмоции. Основные положения халяль можно найти в откровении Всевышнего в Священном Коране, Сунне пророка Мухаммада (мир ему и благословение), нормах шариата и постановления Духовного управления Мусульман Республики Татарстан. Согласно исламу, запрещенными являются мясо свиньи, мертвечина (то, что убито не по канонам ислама), кровь, мясо диких животных и хищных птиц.
Говоря о становлении и развитии индустрии халяль, участники панельной секции подняли волнующие их вопросы, попросили помощи и презентовали свои, уже ставшими довольно успешными, проекты, собравшие свои постоянную аудиторию. В их числе сеть татарского быстрого питания «Тубэтэй», распространение халяльного питания в детских общеобразовательных учреждениях, открытие халяльных торговых центров, московский торговый центр «Баракат» (где можно найти дизайнерскую одежду, купить халяльную продукцию, найти работу, заняться воспитанием детей и своим внешним видом).
Открытым остался вопрос о развитии потребительского рынка и увеличении рентабельности продукции халяль.
Ильмира Гафиятуллина, Казань