«Исламская экономика включает в себя не только изучение суккука и возможностей повсеместного внедрения партнерского банкинга, но и исследование таких сфер нашей работы, как демография, экология, социология и национальный фактор», - отметил Марат Мингатин, кандидат экономических наук, преподаватель РИИ в рамках прошедшего круглого стола «Международный опыт формирования исламской экономики».
Организатором круглого стола выступила кафедра исламской экономики и управления теологического факультета РИИ по инициативе заведующей кафедры Фирдаус Харисовой. Как отметил во вступительном слове проректор на научной работе РИИ Рафис Закиров, направление исламской экономики очень актуально для Республики Татарстан.
- Нет необходимости говорить о том, что наш регион – один из важнейших исламских регионов в Российской Федерации, который может стать флагманом внедрения исламской экономики.
В ходе дискуссии преподаватели РИИ обсудили такие остро стоящие вопросы, как влияние межнациональных браков на формирование демографической ситуации в РТ, состояние экологической среды и взаимодействие экологии и экономики, деятельность международной Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI).
Не обошли стороной участники круглого стола и открывшийся в парте Центр партнерского банкинга. В ходе своего доклада Марат Мингатин особо остановился на такой форме ведения финансов в соответствии с требованиями шариата.
- Около 15 лет Линар Якупов занимался тем, чтобы приняли соответствующие законы, которые бы удовлетворяли и требования шариата, и законодательства РФ. Этот вопрос назрел: успешность партнерского банкинга, долевого финансирования обсуждается среди мусульманских ученых уже не один год. Подобной формой использования финансов интересуются и наши западные коллеги. На сегодняшний день, к сожалению, мы с вами видим, что вся экономика строится на кредитах, на процентной ставке, на ростовщичестве. С точки зрения религии, это чума XXI века. Ранее с этим боролись путем административных наказаний. Но, как говорится, джин из бутылки выпущен, а как загнать его обратно, никто не знает.
Как отметил спикер, немалый процент мусульман обращаются в западные банки. На сегодняшний день альтернативы этому нет. На территории России появились первые ростки, которые позволят противопоставить процентному кредиту иную систему финансов, соответствующую всем требованиям шариата.
- Закономерным выходом из сложившейся ситуации, при отсутствии результатов по итогам административного вмешательства, является создание Центра партнерского банкинга, что и произошло в Казани в марте этого года.
Партнерский банкинг представляет собой банк, работающий по принципам партнерского соглашения, что означает отсутствие процентной прибыли, высокорискованных операций и вложения средств в сферы, противоречащие религиозным канонам. Вся деятельность соответствует нормам и принципам исламского права, согласно которым существует ряд запретов.
1. Запрет на долговое ростовщичество (ар-риба) — то есть на любую форму выгоды с долга, будь то ссудно-процентные кредиты или депозиты, процентные векселя или облигации и тому подобное.
2. Запрет на неопределенность в контрактах (аль-гарар) — неопределенность, затрагивающая предмет договора и его основные условия, а также сделки с неопределенным результатом (подобные традиционному страхованию).
3. Запрет на азартные отношения — отношения, в результате которых стороны могут присваивать имущество других сторон, участвующих в данных отношениях, в результате наступления неопределенных событий в будущем. Под данную категорию запрета попадают всевозможные лотереи, казино, финансовые пирамиды и тому подобное.
4. Запрет на участие во вредоносной деятельности — любая форма участия в том, что запрещено исламом. Сюда может относиться производство или распространение алкоголя, табака, не соответствующих продуктов питания, продукции с эротическим содержанием и тому подобное.
И прибыль, и убытки в этом случае делятся соответственно вкладу в дело всех партнеров.
- Как отмечают ученые, развитие партнерского банкинга идет очень медленными темпами. Даже в исламских странах, где, казалось бы, подобная система финансов должна быть широко распространена, доля исламских банков составляет 10-12%. Интерес к исламскому банкингу низкий, выгодно иметь дело с традиционными банками, где условия получения кредита заметно облегчены.
Пока налоги будут забирать дивиденды от прибыли, нет смысла развивать акционерское общество, когда можно заплатить только проценты за кредит и иметь дело с банком, отметил Марат Мингатин.
- Не стоит также забывать и о том, что не каждый готов делиться своей собственностью с внешними партнерами. Ни одна кампания не хочет делиться дополнительной прибылью, когда все хорошо и дело идет вверх. Вот такой парадоксальный конфликт интересов между первоначальным собственником и внешними партнерами имеет место быть.
Ильмира Гафиятуллина, Казань