Рустем Шамсутов: "Ислам Востока уже изучен вдоль и поперек, а наш, татарский ислам, все еще не изведан"
Для всей мусульманской уммы наступил один из самых долгожданных месяцев. Выставка "Свет истины", приуроченная к рождению пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), открывшаяся сегодня в стенах Галереи татарского шамаиля в мечети Кул Шариф, открыла для всех любителей арабской каллиграфии возможность ознакомиться с печатными литографиями XX века.
Стоит отметить, что печатные шамаили, представленные на выставке, ранее уже выставлялись на внимание широкой публики. Однако в этот раз все 17 литографий, три из которых являются современными репродукциями старинных шамаилей, объединены общей темой "Мавлид". В связи с этим шамаили представляют собой предания о высказываниях и поступках пророка (мир ему и благословение Аллаха), его рождение и жизнь, таким образом затрагивая основополагающие темы в искусстве ислама.
Рустам хазрат Батров, первый заместитель председателя ДУМ РТ, отметил обширную деятельность, ведущуюся по возрождению такого традиционного и старинного искусства, как создание шамаилей.
- Татарский шамаиль представляет собой огромный неизученный пласт. Мы всегда подчеркиваем, что шамаиль - это место встречи национального и религиозного. Здесь, в едином сплаве существуют два ручейка нашей жизни. Если традиционный для татарского народа шамаиль на стекле отражает народный ислам, душевный, теплый, домашний, больше несет эмоциональную составляющую, являет собой связь с Всевышним через это стекло, через прорези на красках, то печатный шамиль представляет собой идеи просвещения, является примером рационального ислама. Само создание этого шамаиля - проявление прогресса в его практическом воплощении.
Как отметил Рустем Шамсутов, арт-директор Галереи татарского шамаиля, в ходе проведенной экскурсии, если ислам Востока и Запада уже изучен вдоль и поперек, то татарский ислам, особенно искусство шамаиля, до сих пор даже на половину не изучено и представляет собой необъятный простор для ученных, богословов и искусствоведов.
- Если ранее, как можно увидеть, было много текста и шамаиль выполнял множество функций, в том числе просветительскую, информационную, то сейчас наличие текста сведено к минимуму. Это связано с развитием общества.
В ходе беседы Рустем Шамсутов обратил внимание собравшихся на тематику печатных шамаилей: словесное описание внешности пророка (мир ему и благословение Аллаха), его жизненный путь, миссию, богоугодные деяния и высказывания, изображение реликвий Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Особое внимание уделено преданию "Ночное путешествие Пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим и Вознесение на небеса".
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
Впервые опубликованы фотографии вскрытия Ататюрка (7 уникальных фото)
Впервые опубликованы фотографии Мустафы Кемаля Ататтюрка с личного архива бизнесмена и коллекционера Мухаммеда Юкселя. Мухаммед Юксел: "У меня есть фотографии вскрытия не головы, а туловища Мустафы Камаля Ататюрка. Я не опубликовывал эти фотографии, чтобы в нашей памяти он не остался в таком образе"
-
Поведение детей в мечети. Подробный разбор
Первая категория: маленькие и безгрешные. Они не понимают этики поведения в мечети и не знают ничего о молитве. У них нет понимания того, что мечеть – это место для поклонения Аллаху. Также есть опасность, что они будут мочиться в мечети или играть внутри и таким образом нарушать ее святость. В эту категорию [обычно] входят дети 5-6 лет
-
Рассказ о принятия Ислама Икримы ибн Абу Джахля и о мольбе за него самого Пророка Мухаммада (мир ему)
По словам Абдуллаха ибн Зубайра: «В день покорения Мекки Умму Хаким (жена Икримы) приняла Ислам. И обратилась к Посланнику Аллаха (мир ему): «О, Посланник Аллаха, Икрима убежал от тебя в Йемен, и он боится, что ты убьешь его, предоставь же ему безопасность». Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Он в безопасности»
-
Начать новую жизнь в Рамадан
Согласно хадису, первые 10 дней месяца Рамадан – это дни милосердия, вторые 10 дней – это дни прощения, последние 10 дней – это дни избавления (от мук и наказания Ада). И милосердие, и избавление от наказаний связано с прощением Всевышнего Аллаха. Прощение Аллаха – это ниспослание Его милости и благословения, стирание грехов, обретение душевного спокойствия и оставление прошлого позади
-
Дуа, которую следует произносить во время азана
Азан, являющийся формой призыва, в то же самое время является одним из обрядовых знамений ислама. Поэтому он имеет важное место в нашей религии. По этой причине верующий во время чтения азана должен
-
Тому, кто будет совершать дела ради ахирата, Аллах выполнит его мирские дела
Гауф бин Габдулла сказал: «Святые написали три из-речения. Тому, кто будет совершать дела ради Ахирата, Аллах выполнит его мирские дела. Тому, кто исправит отношения между собой и Аллахом, Аллах наладит отношения с людьми. Тому, кто исправит свою внутреннюю сторону, Аллах исправит его внешнюю сторону».Факих (р.г.) сказал: «Если у человека намерение будет правильным, то Аллах одарит его пользой от полученных им знаний, искренностью и уважением к праведникам».
-
Грех, который не будет прощен даже после совершения Хаджа
В целом мусульмане, по большей части, далеки от совершения таких крупных грехов, как убийство, употребления алкоголя или блуда. Тем не менее, они оказались в ловушке незначительных грехов языка, которые становятся основной причиной сокрытия их от Аллаха Всемогущего. Грехи (незначительные и крупные) скрывают мусульманина от Всевышнего. Благочестивые предки говорили, что поклонение нашему Создателю не может быть выполнено надлежащим образом только через салават и пост в Рамадан. Истинное поклонение Всевышнему проявляется в том, чтобы охранять язык, а для этого нужна сильная воля.
-
4 хадиса, составляющие основу ислама
Известный ученый, мухаддис, Абу Дауд (да помилует его Аллах) избрал из своего сборника четыре хадиса, разъяснив: «Эти хадисы представляют собой основу религии».