Какие стереотипы о мусульманах существуют в Европе? Действительно ли через 40 лет мусульманская община станет главенствующей, и президентом европейских стран один за одним будут становиться последователи ислама? Агата Налборчук, заведующий кафедрой европейского исламоведения Восточного факультета Варшавского университета, в рамках курсов повышения квалификации «Мусульманские сообщества и механизмы воспроизводства религиозного знания в России и странах Европы» раскрыла самые распространенные мнения о последователях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) в странах Европы.
– Ислам – это новый феномен в Европе. По мнению европейцев, ты не можешь быть и соблюдающим мусульманином, и представителем европейского общества.
Среди жителей европейских стран есть очень распространенные стереотипы. К примеру, они боятся полной исламизации своих государств в течение ближайших 40 лет. Представляете, оказывается, мусульмане пришли на территорию Европы в XX веке с единственной целью исламизировать всех и вся вокруг. Другой, не менее интересный миф – мусульмане активно создают единую общину, при этом социальная, культурная и законодательная ситуации везде идентичны.
Об этом никак нельзя говорить в силу различий в национальном плане. Пожалуй, каждый знаком с тем, что многие мечети в Европе создают свой джамаат именно по национальному признаку. Таким образом, в мечеть турков не может войти индус. Для каждой общины – своя мечеть, в которую представители иной культуры ходить не будут.
– По мнению подавляющего большинства, мусульмане не имеют никакого желания интегрироваться в европейское сообщество. Если же говорить о создании единой мусульманской уммы, то здесь стоит отметить, всего в Европе проживает около 43 миллионов мусульман, из которых 15–18 миллионов – это иммигранты, а 25 миллионов – местное население. Нельзя отрицать тот факт, что определенное число последователей ислама проживало на этой территории довольно длительное время. Причем сама многочисленная община мусульман по Европе находится в столице Российской Федерации Москве.
Если обратиться к численному составу Восточной Европы, то мы обнаружим очень интересный факт: мусульмане составляют лишь 3,5% всех жителей. Большее число их в Болгарии – 12%, во Франции – 8%, в Австрии около 6%, а в Германии всего 4,4%.
– Хочу напомнить, что в XIV веке татары-мусульмане были приглашены в Литву королем, чтобы помочь сражаться против войск Германии. Стоит отметить, что эти люди подчинялись напрямую только королю или принцу, а последние создали для них все необходимые условия для соблюдения предписанных исламом правил. Не было никаких конфликтов, а татары были преданны королю.
По мнению лектора, есть три категории мусульман, о которых стоит вести речь. Это местное население, коренные жители, иммигранты (сезонные рабочие, студенты, беженцы) и те, у кого проблемы с гражданством. Здесь многое зависит от взаимоотношений между государством и религиозными организациями, от юридического статуса исламских организаций, их структуры. На сегодняшний день, к сожалению, нет единого подхода по юридическим аспектам Ислама в Европе. Сюда добавляется вопрос о том, кто должен быть религиозным лидером: местный или вновь прибывший?
– Отдельным блоком здесь стоит вопрос восприятия мусульман властью. К примеру, татары по своей культуре и мировосприятию ближе к туркам, нежели арабам. Арабы хотят отделиться и создать что-то свое, собственное или же навязать свои идеи.
Как выяснилось, муфтияты, столь характерные для регионов Российской Федерации, для Европы довольно нетипичная ситуация.
– Мусульмане не имеют возможности получать религиозное образование, в отличие от представителей других традиционных конфессий. Они даже не могут создать частные религиозные школы. В сфере питания тоже все довольно не просто – нет понятия "халяль", поэтому приходится импортировать халяльные продукты из Румынии.
Франция и Великобритания – полностью светские государства, которые категорически отказываются признать ислам. В Дании, Германии и Португалии ситуация несколько иная – возможность есть, но официально ислам не принят. В ряде государств (Австрия, Греция, Финляндия, Польша, Бельгия, Испания) ислам официально признан в качестве религии. От признания/непризнания зависит и финансирование. К примеру, в Румынии платят всем работникам представленных в государстве конфессий, а в Норвегии, где все религии равны между собой, расчет идет из количества человек в общине.
– Есть государства, где финансирование отсутствует полностью. А третью группу представляют страны, где религию не финансируют, но выделяются деньги для иной деятельности, в том числе культурной, просветительской, благотворительной, социально-просветительской.
Анализируя современную обстановку, Агата Налборчук напомнила об избрании мэром Лондона мусульманина.
– Это не означает, что Европу захлестнет новая тенденция выбора представителей ислама на государственные должности. Здесь суть в другом. Мусульмане хотят, чтобы их выбирали, не потому что они мусульмане, а потому что они хорошие граждане своей страны.
Ильмира Гафиятуллина, Казань