«Если для обычного текста нужно содержание,
то каллиграфия – это воспитатель души и чувств,
в ней важны форма и жест».
(знаток каллиграфии Ван Сичжи)
Каждый знает, что в Исламе запрещены изображения живых существ, но это никак не смогло повлиять на богатство и разнообразие исламского искусства. Это стало возможным благодаря появлению каллиграфии, искусству, которое сегодня захватило весь мир и поражает простотой линий и одновременно глубоким смыслом каждого, кто сталкивается с работами как начинающих, так и маститых каллиграфов.
Основу художественного творчества мусульман издревле составляют каллиграфия и орнамент (арабеска). Священное слово Корана, высеченное на стенах и порталах мечетей, вплетённое в узоры ковров, тканей, керамики, написанное на страницах и переплётах рукописей, сопровождает мусульманина с момента первого азана, прозвучавшего ему на ухо и до прочитанного по нему джаназа-намаза.
В мире исламской культуры искусство каллиграфии ценится в качестве благороднейшего из всех возможных видов изобразительных искусств. Сегодня мастерство каллиграфов доведено до высших степеней совершенства. Стоит отметить, что в арабских странах степень владения каллиграфией демонстрировала уровень образованности и духовного совершенства человека. «Выведенное каламом (пером) слово, подобно цветку, озаряет душу и просветляет разум», - говорили в народе.
Основы каллиграфии преподавались (и кое-где преподаются и сейчас) в начальной школе и духовном училище, медресе. Однако подлинным виртуозом можно назвать далеко не каждого, кто решил взять в руки перо и стал называть себя каллиграфом. Нужно быть искушённым во всех тонкостях арабских почерков и начертаний. Вспомните известный афоризм: «Красота человека – в красоте его письма, а еще лучше, если оно у мудрого».
В священных надписях арабские буквы плавно переплетаются с арабесками, особенно с растительными мотивами. Нельзя не подчеркнуть уникальность арабской каллиграфии, которая обладает исключительными декоративными возможностями, а её методы варьируются от монументального почерка куфи с прямолинейными формами и вертикальными паузами до почерка насхи с линией такой текучей и извилистой, насколько это вообще возможно в искусстве.
Безусловно, выше всего ценится куфический почерк, с помощью которого выполнены все ранние рукописи Корана, отчеканены легенды на ранних монетах, «украшены» ремесленные изделия и убраны памятники архитектуры. Почерк куфи имеет собственный твёрдый визуальный облик – это прямоугольные монументальные литеры, которые часто обрастают растительными мотивами или переходят в орнамент.
Различают несколько разновидностей куфи: листвичный куфи (куфи раннего этапа, когда пальметками убирались только две высокие буквы – алиф и лам) и цветущий куфи, когда буквы буквально обрастают букетом стилизованных растительных элементов.
Для арабского письма характерно расположение справа налево, а в графике не обозначаются краткие гласные, посему текст не всегда поддаётся правильному прочтению. Однако во II веке хиджры Халил ибн Ахмад ал-Фирахиди предложил систему огласовок, то есть надстрочных и подстрочных знаков. Введение огласовок стало первым ощутимым шагом на пути эстетизации письма.
Пожалуй, первым выдающимся каллиграфом раннего времени и в целом всей истории каллиграфии можно и даже нужно назвать Абу Али Мухаммад ибн Али ибн Мукла, родившегося в 866 году в иранском городе Шираз.
Его письмо поражало своим мастерством современников и потомков, именно поэтому его стали называть киблой каллиграфов. Другими словами, в области каллиграфии он был непревзойденным авторитетом для всех и всегда, его уровня мастерства пытаются достичь и современные каллиграфы, на его работы ориентируются мусульмане и те, кто интересуется каллиграфией, по всему миру.
Ибн Мукла изобрел шесть новых почерков (ситте) – насх, сульс, мухаккак, рика’, тауки, райхани. Он же ввёл иконографический модуль для отдельной буквы – это круг и точка. Два этих элемента составляли метрическую основу письма. Точка в данном случае служит целям упорядочения письменности. Она появляется для того, чтобы организовать письменность. Точка является составным компонентом любой буквы. Пластическое своеобразие письменности зависит от точки.
Также Ибн Мукла ввёл пять принципов иконографической организации арабского письма:
1) следует следить за окончанием формы букв;
2) обращать внимание на пропорции букв;
3) различать геометрические формы относительно их горизонтального, вертикального и кругового движения;
4) обращать внимание на тонкие и толстые линии;
5) сохранять твёрдость и непринужденность в движении калама, не должно быть никакого дрожания калама.
Важным обстоятельством было то, что Ибн Мукла был иранцем. Эстетизация арабского письма явилась плодом иного этнического мышления. Ибн Мукла ввел новые эстетические принципы написания не просто для эстетической забавы, но он трудился во имя устрожения письменности, ради придания ей мерности и соразмерности, ибо «геометрия – душа письма».
Один из стилей арабской каллиграфии – куфи – удалось изучить посетителям Музея исламской культуры в рамках двухдневного мастер-класса, который стал возможен благодаря недавно открывшейся выставке «Каллиграфия Востока в сердце Казани».
Пакистанский мастер Рашид Баат обучил азам каллиграфии, а именно – написанию букв арабского алфавита, порядка 30 людей, среди которых были студенты архитектурных и дизайнерских факультетов, художники, слушатели казанских медресе, а также каллиграфы Казани и всего Татарстана.
Известный по всем миру каллиграф, кстати, впервые привезший свои работы в Россию, пообещал вернуться в Казань в конце сентября, чтобы принять участие в торжественном закрытии экспозиции «Каллиграфия Востока в сердце Казани», и пообещал ответить на все вопросы, которые за это время возникнут у его учеников. А пока он дал всем домашнее задание – написать все 99 прекрасных имён Всевышнего.
Ильмира Гафиятуллина