«Помощь слепому, общение с глухим и немым таким образом, чтобы он понял; провожание нуждающегося в то место, где он сможет получить то, в чем нуждается; оказание помощи страдающему, который ищет средство избавления от своего недуга; помощь слабому, беря его за руки; помогать человеку, который испытывает сложности при общении – всё это разновидности садака» (хадис передал Ахмед бин Ханбал, Муснад, 5/168-169).
«Мужественные люди» - именно так звучала тема очередной встречи активистов мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети. Так принято называть людей с ограниченными физическими возможностями в Саудовской Аравии.
- Этот вопрос будет острым и актуальным во все времена, - отметил руководитель отдела дагвата ДУМ РТ, имам-хатыйб Апанаевской мечети Нияз хазрат Сабиров. – Прежде всего мне хотелось бы рассказать о том, как Всевышний нас создал, что нам дал, какими благами одарил. Вначале Аллах создал души всех людей, а после этого Он обратился к ним: «Не Я ли ваш Создатель?». На что души ответили: «Да, Ты наш Творец». Все они были влюблены в своего Создателя, потому что Всевышний Аллах обладает наилучшими качествами, и все души дали обещание о покорности Ему. Таким образом, был заключён договор между душами и Творцом. С целью испытать каждую душу Всевышний начал их по одной посылать в этот мир. Когда ребёнку, находящемуся в утробе матери, исполняется 4 месяца, Аллах даёт ему душу, дарит веру в Создателя. Поэтому каждый ребёнок рождается с чистой душой, с верой вне зависимости от национальности и цвета кожи.
Эта вера является аманатом, тем, что нужно бережно хранить. Пища, которую мы употребляем, дом, в котором живём – всё это аманат, так как Хозяином всего является Аллах. Все блага, данные им, вверены нам во временное пользование.
- Создатель в Судный день спросит: «Я дал тебе здоровье, как ты его использовал? Я дал тебе детей, как ты их воспитал? Я дал тебе тело, как ты использовал это тело?». Каждый из посланных Пророков учил нас, как правильно применять подаренные Всевышними блага. Всевышний испытывает нас, кого-то болезнями, кого-то бедностью, а кого-то богатством. Как мы будем вести себя в такой ситуации? Полагаться на Всевышнего, обращаться к Нему за помощью или опускать руки и жаловаться на жизнь? Здоровых Аллах Тагаля испытывает через больных людей. Ведь помочь можно и молитвой, и советом, и добрым словом, и материально. Нужно понимать: когда знакомый тебе человек нуждается в помощи, - это дверь к довольству Всевышнего.
Ислам призывает к заботе о немощных, говорит о необходимости предоставления таким людям тех же прав и обязанностей, как и другим членам общества. Ведь нет разницы между богатым и бедным, здоровым и калекой, сильным и слабым. Мусульманские учёные неустанно говорят о важности обеспечения медицинской, психологической и религиозной заботой недееспособных и физически ограниченных людей.
Одним из ярких примеров достойных взаимоотношений с людьми с ограниченными возможностями является Посланник Создателя (мир ему и благословение Всевышнего). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) в период своего правления уммой претворил в жизнь немало реформ, одна из которых касается инвалидов. Он относился к таким людям с добротой и теплотой. Прислушиваясь к своему милосердию, Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) освободил инвалидов, не имеющих никакого социального статуса, от этого тяжелого бремени. Он шутил с людьми с ограниченными возможностями, создавал условия для их участия в социальной жизни, а также для их трудовой деятельности. Способствовал в обретении успеха в повседневной жизни.
В ходе беседы была подчёркнута необходимость подготовки ряда вагазов, рассказывающих о том, как нужно относиться к людям с ограниченными возможностями, об особенностях взаимодействия с ними. Немалую роль в такой работе играют и волонтёры. Но нужно понимать, что надо быть готовым к общению с этим человеком с психологической точки зрения. Речь идёт о внутренней подготовке. Для этого нужны психологи, которые смогут объяснить характер, поведение человека с ограниченными возможностями. Необходимо проводить ряд занятий, тренингов. Ведь по большей части общество не готово принять таких людей, взаимодействовать с ними.
- Имам должен вести активную работу с прихожанами, чтобы последние, в свою очередь, увидев немощного человека, могли оказать ему посильную помощь, - подытожил Нияз хазрат. – Вне зависимости от физического состояния, у каждого человека есть набор определённых способностей. Их нужно найти и развивать, поддерживать.
«Если Мой раб выкажет терпение в тот момент, когда Я, лишив его зрения, подвергну его испытанию, то в награду за это Я помещу его в Рай!» (хадис передал Бухари).
Ильмира Гафиятуллина, Казань