Как наладить продуктивный диалог между представителями мусульманской уммы и государством? Что есть «светское государство» и как найти компромисс в воспитании подрастающего поколения и наставления на путь истинный заблудших? Об этом сегодня в рамках Школы мусульманского лидера «Махалля 2.1» рассказал Халим Шарафеев, советник председателя РДУМ Пермского края.
А что значит понятие «договор»? Если говорить с точки зрения юриспруденции, договор – «соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей» (ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации). Что говорится об этом в исламе? «И исполняйте обещание, ибо за обещанное спросится» (Сура «Ночное путешествие», аят 34); «И соблюдайте договор с Аллахом, если вы заключили его» (Сура «Пчелы», аят 91); «О, те, кто уверовал! Будьте верны в договорах» (Сура «Трапеза», аят 1).
Таким образом, наихудшие люди для Всевышнего – те, кто не веровал и не уверовал; те, кто нарушает заключенный договор и не выказывают благочестия: «если ты боишься измены со стороны тех людей, то открыто расторгни договор с ними, ибо Аллах не любит вероломных людей». Стоит отметить также, что тот человек, который заключил договор, но поступает вероломно, есть лицемер.
Отдельно в Коране обговаривается сам процесс заключения договора, в том числе и письменного: если одна из сторон – слабый, немощный, не владеющий рассудком человек, то обязательно должен быть представляющий его интересы. Что характерно, в договор (обязательно письменный) вносятся слова берущего взаймы, под его диктовку, то есть тот, кто берет в долг, сам оговаривает условия и время возвращения займа. Нужно оговорить и сроки договора. В качестве свидетелей можно пригласить двух мужчин, или одного мужчину и двух женщин. Причем свидетели не должны отказываться. Однако если совершается акт купли-продажи непосредственно с использованием наличных средств, то договор можно не заключать (яркий пример – покупки в магазинах, когда выдают чек).
Первый письменный договор, заключаемый с государством и соответствующий нормам шариата, – получение паспорта. Таким образом, имея российский паспорт и выступая против государства, человек нарушает правила шариата, нарушает договор.
Именно в исламе впервые в истории человечества были оговорены особенности взаимоотношений работодатель – работник. В первую очередь, заработная плата должна быть выплачена до того, "как высохнет пот". Отличается и МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Нет конкретной цифры, но денег должно хватать на то, чтобы питаться качественной пищей, носить хорошую одежду, жить в качественном жилище и содержать свою семью. В шариате определен идеальный размер оплаты труда: работник должен жить в тех же условиях и питаться тем же, что и работодатель. В первую очередь надо платить работникам, а потом уже рассчитываться со всеми остальными.
Если же говорить непосредственно о взаимодействии представителей мусульманской уммы и государства, то тут крайне важно участие обеих сторон.
– Наблюдаю, что некоторые мусульмане считают, что им кто-то изначально что-то должен. Это не так. Никто из нас никому не должен. Нам надо научиться выстраивать долгосрочные отношения, идти на диалог и искать компромисс, устраивающий всех.
В одном из хадисов сказано, что никакие обстоятельства вокруг не изменятся, пока человек сам не начнет меняться. О том, что в государственно-конфессиональных отношениях есть значительный прогресс, говорят многие факты: открытие молельных комнат в ряде вузов, удовлетворение религиозных потребностей определенной категории граждан (заключенных), приезд и беседы духовных лиц с военнослужащими.
– Российская Федерация – государство светское, что означает одинаковое отношение ко всем религиям, отсутствие главной, государственной. Статься 28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу вероисповедания и соблюдения предписанных ею канонов. Это означает, что кто бы не пришел к государственному лицу – мусульманин, православный, иудей, – все они находятся в равных условиях. Именно поэтому так важно уметь находить общий язык.
Нужно не только видеть свои нужды и проблемы, но и понимать, принимать позицию государства, идти на компромисс и предлагать оптимальный вариант.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Полезная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Фейсбуке!