Каким должно быть современное мусульманское телевидение?

Исламское телевидение – что это? Нечто из ряда фантастики или реально осуществимый проект? Каким оно должно быть, исламское (или мусульманское?) телевидение? Есть ли среди ныне действующей многочисленной журналистской братии необходимые кадры, обладающие рядом определенных качеств? И есть ли необходимость в открытие отдельного мусульманского телеканала? Будут ли зрители его смотреть? Наполниться ли сетка вещания? Вопросы не из простых, но созрели давно.

Именно этим вопросом задались участники очередной продуктивной встречи мусульманского дискуссионного клуба в Галиевской мечети. Молодые мусульмане разделились на две группы и попытались расписать сетку вещания отдельно взятого дня. В ходе работы в группах ребята столкнулись с рядом вопросов, в том числе и с пониманием, насколько целесообразно создавать отдельный канал?

 

Не будет ли достаточно определенных циклов программ или полноценного Youtube-канала? Ведь онлайн-трансляции сегодня доступны всем пользователям интернета. При этом есть у каждого человека есть возможность самому выбирать необходимый ему контент.

История мусульманского/исламского телевидения насчитывает не один год. Одним из первых телеканалов с акцентом на ислам в 1998 году стал спутниковый и цифровой «Iqraa TV», принадлежащий саудовскому миллиардеру Салеху Абделе Камелю (Arab Media Corporation). Вещая в том числе в интернете, он позиционирует себя как семейное ТВ, заостряя внимание на религиозных и социальных передачах, отражая духовные, культурные и экономические интересы мусульман и формируя у аудитории объективное представление о мусульманском праве.

В сетке вещания – обсуждение финансовых вопросов, программы о здоровом питании, передачи для детей и молодежи. С 2011 года «Iqraa TV» начал работать и на английском языке. Его трансляции доступны не только арабскому зрителю, но также жителям Северной и Южной Америки, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Великобритании и Швейцарии.

Британская публика также может похвастаться подобным телеканалом – «Islam Channel», осуществляющий вещание по всей Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. За 12 лет работы телеканал существенно расширил спектр программ, уделяя особое внимание образовательным и развлекательным передачам, в том числе шоу о здоровье и медицине, и проблемам исламофобии в Европе.

В интернете подобных каналов гораздо больше: посвященные Корану и хадисам «4Shbab Quran», «Al-Afasy Quran», «Al-Majd Hadith», «Almajd Quran», «Makkah Live», «Medina Live», «Tarawih» и другие. Следует также упомянуть англоязычные «Eman Channel» и «Peace TV» и порядка 30 арабских интернет-каналов, среди которых – каналы с «говорящими» названиями: «Bedaya», «Daleel», «Safa», «Tayba»…

Но это все в Европе. А как же обстоят дела с мусульманской телевизионной журналистикой в Российской Федерации?! В России первое исламское телевидение в интернете –телевидеокомпания «Исламский мир» – заработало в 1997 году. «Исламский мир» занимался не только производством собственного контента, но также покупал лицензии у зарубежных коллег, переводил соответствующую продукцию на русский язык и транслировал видеоролики, созданных журналистами по всему миру. Следует также упомянуть, что ТВК «Исламский мир» ежегодно участвовала в проведении детских образовательных лагерей, несколько лет издавала общероссийскую газету, представляла свою продукцию на различных площадках и выступила соучредителем двух ежегодных международных кинофестивалей – «Золотой минбар» и «Ноев ковчег».

Сегодня на сайте компании можно смотреть художественные и документальные фильмы, сериалы, мультфильмы, исламские лекции, фильмы на иностранных языках, слушать нашиды, читать статьи и книги, запускать программы и даже увидеть Мекку в режиме реального времени.

В ходе дискуссии внутри двух рабочих групп неизменно звучала мысль о том, что миссия мусульманского журналиста – доносить высокие нравственные идеалы до общества. Это высочайшая ответственность. Поэтому крайне важно, чтобы журналисты не просто имели необходимые профессиональные навыки в сфере масс-медиа, но и обладали достаточным набором знаний об исламе.

Большая часть прописанных ребятами программ носила образовательный и развлекательный характер: передачи, касающиеся ахляка, семья в исламе, мусульманские мультики для детей, путешествия для мусульман согласно всем требованиям шариата, всевозможные мастер-классы (к примеру, как красиво завязать платок, кухня народов мира и прочее), фильмография, викторины, дискуссии и ток-шоу с известными личностями и, безусловно, новости. Участники ДК попытались включить в сетку вещание программы для всех возрастных и социальных групп.

В качестве приглашенных экспертов выступили директор Издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин, руководитель департамента радиовещания АО «Татмедиа» Алмаз Миргаязов, Хамза Мухаметзянов и Алексей Попович (Social media production), шеф-редактор интернет-портала  Islam-Today.ru Руслан Хисамов.

Участникам рабочих групп было предложено определить аудиторию по блокам вещания, выделить основные передачи и сформулировать основное направление телевещания. Команда девушек в свою сетку вещания включила трансляцию дневного намаза. В связи с этим у экспертов встал вопрос: а с каким временем будет состыковка? Безусловно, ориентация будет на Казань,  на Татарстан, а вот бегущей строкой или своеобразным списком можно будет обозначить наступление времени ойлэ-намаза в других регионах.

Стоит отметить, что обе группы участников дискуссионого клуба решили, что передачи на телевидении должны быть на двух языках – татарском и русском.

 

- На сегодняшний день, на примере Islam-today.ru, русскоязычная аудитория, в том числе и Кавказ, страны СНГ, превалирует над местной. Этот факт нельзя не учитывать при наполнении телеканала и выборе основного языка его вещания, - обратил внимание Хамза Мухаметзянов. – Естественно, у нас должен быть свой акцент, свои приоритеты. Но не надо забывать, что большое количество людей, большая часть мусульман московских, питерских, северо-кавказских будет нас смотреть, поэтому и их тоже надо учитывать, для них должно быть что-то интересное.

Отдельный момент – специализация телеканала. Понятно, что вещать обо всем и сразу – это не вариант. Это лишь снизить рейтинг. У канала должна быть своя конституция, иначе он никогда не попадет на нужную аудиторию. Шеф-редактор портала Islam-today.ru подчеркнул, что канал нужно четко концептуализировать, что позволить избежать лишних затрат и решить проблемы с каналами продвижения.

А есть ли разница между мусульманским и исламским телевидением? Этим вопросом задался Алексей Попович.

«Ислам объемлет все стороны жизни: как светское, так и духовное», - ответил Ришат Хамидуллин. Однако деление аудитории все равно будет: практикующие мусульмане и, так называемые, этнические мусульмане и та часть России, которая не исповедует религию ислам, но проявляют интерес к этой религии. Эта аудитория тоже требует отражения.

- Те передачи, которые заточены под тех зрителей, которые только знакомятся с исламом, тоже должны быть, - уверен Мухаметзянов.

Говоря о посещаемости, Алмаз Миргаязов отметил, что здесь все будет зависеть от контента, от его качества.  К тому же крайне важно прописать отдельные блоки длительностью 3-5 часов, которые будут систематически повторяться. Таким образом, зритель привыкнет к тому, что по каналу каждый день в это время идет определенная передача. Не будет эффекта неожиданности, когда он включит телеканал.

- У телеканала обязательно должен быть свой стиль и своя объяснимая логика вещания, чтобы зритель не натыкался на разные вещи в одно и то же время. Чтобы эти промежутки были как можно более предсказуемыми и адаптивными для аудитории. Длительность просматривания телеканала с каждым годом уменьшается, поэтому необходимо максимально насытить, обогатить определенный блок и ротировать его в течение суток.

Ни для кого не секрет, что в последнее время все средства массовой информации дрейфуют в сторону интернета: как телевидение, так и печатные СМИ, радио. Каждый из них имеет свой портал. Контент, который будет производиться на телеканале, будет работать не только на кнопке, то есть на кабельном канале или интернет вещании.

- Многие смотрят Youtube, смотрят отдельные передачи, отдельные какие-то сюжеты, имеющие свою аудиторию и набирающие просмотры. Надо рассчитывать, что зритель будет набираться не только на тех каналах, которые будут основными, но и на порталах, в социальных сетях, - добавил Хамза Мухаметзянов. 

– Все это зависит не только от качества контента, но и от того, как это все будет продвигаться в интернете. Если будет отдаваться серьезное внимание продвижению должным образом, то аудитория придет. К тому же важна и обратная связь.

Говоря об исламском телевидении, нельзя не затронуть вопрос кадрового состава и требований к журналистам, которые буду доносить до всего мира мусульманские ценности и исламское мировоззрение.

Так каким должен быть сотрудник мусульманского телевидения?

1. Профессионалом своего дела.
2. Разбираться в определенной узкой тематике, к примеру, исламские финансы.
3. Быть практикующим мусульманином (мусульманкой). Если дать базовые журналистские знания можно в очень сжаты сроки, то привить исламские ценности, дать необходимые знания в религии – это дело более серьезное, требующее длительного времени.

Исламская журналистика – это относительно новое явление. Именно поэтому крайне важно сформировать тот костяк профессионалов, которые со знанием дела будут транслировать информацию на широкую аудиторию.

Точно ясно одно – мусульманское телевидение (в формате полного вещания или в виде интернет-канала), безусловно, нужно.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle