Первый духовный руководитель постсоветского Татарстана, проработавший главным мухтасибом республики вплоть до осени 1994. Мударрис первого в Татарстане медресе, автор многих книг, редактор популярных руководств по азам религии, изданных Азимовской мечетью, прекрасный проповедник. Он был неоспоримым лидером всей мусульманской уммы Татарстана, сыгравшим огромную роль в возрождении религии татарского народа, при этом занимая активную общественную позицию.
Габдулхак хазрат Саматов был первым главным мухтасибом Татарстана, первым главным казыем республики. Вступив на должность казыя в 1998 году, Саматов не только старался донести до народа ценности ислама, свойственные для татарского народа, но и издал немалое количество текстов, представляющих собой бесценное теологическое наследие. Его деятельность оставила весомый вклад в возрождение национальных исламских традиций мусульман Волго-Уральского региона.
Будучи одним из виднейших мусульманских теологов современного российского мусульманского общества, Габдулхак хазрат сыграл большую роль в развитии исламских наук в постсоветское время. Именно он стал организатором первых массовых молений на мусульманские праздники у минарета Суюмбиеки в Казанском Кремле. На одном из собрании казанских имамов была представлена стратегическая программа развития мусульманского общества республики на многие годы. Сюда вошло и предложение учредить факультет шариата в КГУ, объявить пятницы выходным днем и запрещение распространения неодобренной управлением религиозной литературы.
- Для того времени Габдулхак хазрат был человеком уникальным, - вспоминает о нем Дамир Шагавиев, заведующий отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ, преподаватель РИИ. – У нас тогда не хватало ни литературы, ни специалистов, которые бы знали ислам, и этот человек был особенно ценен. Его человеколюбие, любовь к шаирдам – неоспоримые факты его характера.
- Габдулхак хазрат Саматов прошел все ступени системы управления духовной жизни мусульман Татарстана, начиная от имама и заканчивая главным казыем республики, - напомнил Марат Марданшин, имам-мухтасиб Ютазинского района, директор медресе «Фанис». – Габдулхак хазрат Саматов родился в 1930 году, 12 октября, в деревне Старое Ибрайкино Аксубаевского района. С детства стремился к постижению религии, учился у Габдулхак хазрата Садыкова, известного мусульманского ученого в советское время. После получения соответствующего религиозного образования в Бухаре он работал имамом в Альметьевске, Оренбурге, Чистополе. Он успешно сочетал обязанности в качестве главного казыя Татарстана и имама-мухтасиба Центральной мечети Аль-Марджани.
Стоит отметить, что проповеди хазрата транслировались в СМИ, что позволяло ознакомиться с его деятельностью не только на территории республики, но и далеко за ее пределами. То, на сколько мусульманская община Татарстана ценила татарского богослова, говорит обращение мусульман с просьбой представить Габдулхак хазарата к правительственной награде.
- Трудно переоценить вклад Габдулхак хазрат Саматова в развитие мусульманского образования. Будучи уже в преклонном возрасте, он был пионером в этой области. Именно Саматов стоял у истоков создания первых религиозных учебных заведений на территории постсоветского Татарстана. Первое медресе было открыто в Чистополе, в мечети. Через год медресе переехало вслед за своим основателем в Казань и позднее стало известно как медресе при Закабанной мечети. Это было первым и важным шагом на пути распространения исламских знаний в столице.
Если говорить о педагогической деятельности Саматова, то эта работа не ограничивалась рамками одного медресе. Он работал преподавателем в исламском институте Аль-Фатих, вел занятия по фикху ханафитского толка в медресе «Мухаммадия», что позволяло сохранять среди выпускников приверженность мазхабу Абу Ханифы.
Примечательна его позиция в отношении желания установить памятник в виде скульптуры на могиле Шигабутдина Марджани. Опираясь на достоверные хадисы, хазрат доказывал неприемлемость изображения человека.
Габдулхак Саматов – основатель целой династии религиозных деятелей: его сын Тахир Саматов является муфтием Ханты-Мансийского автономного округа, второй сын Халиль Саматов – имам-мухтасиб г. Когалым, а внук Камиль Саматов – имам соборной мечети г. Сургута. Среди учеников хазрата такие известные религиозные деятели, как муфтий Москвы и Центральной части России, муфтий Чувашии Альбир Крганов, ректор казанского медресе "Мухаммадия" Наиль Яруллин и Верховный муфтий ЦДУМ России Талгат Таджуддин.
Первого казыя Татарстана по праву называют продолжателем богатейшего дореволюционного религиозно-богословского наследия татар. Историческое значение его деятельности заключается в миссии сохранения и передачи мусульманской духовной традиции в сложнейшие годы атеистического доминирования. К тому же он всю свою жизнь положил на возрождение ислама в постсоветскую эпоху.
Вот уже шесть лет подряд (со дня смерти богослова в 2009 году) проводятся традиционные Саматовские чтения, направленные на изучение и популяризацию татарского богословского наследия, которое ценят во всем мира и берут за основу в религиозных учебных заведениях.
Ильмира Гафиятуллина, Казань