"Если бы мы все с вами были одинаковые, то нам было бы скучно, настала бы социальная смерть"

Действительно ли единство можно достичь лишь через многообразие культур и этносов, существующих на территории одного географического пространства? Может ли быть родным не только язык отца и матери, как писал Габдулла Тукай, но и тот, которым ты владеешь на высоком уровне? И к чему может привести этнографическая экзотика, рост которой мы можем наблюдать сейчас? Это лишь малая часть тех вопросов, которые поднял в рамках открытой лекции  «Этнокультурное многообразие России» Валерий Тишков.

Валерий Тишков является заместителем председателя президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, академиком-секретарем Отдела историко-филологических наук РАН, научным руководителем Института этнологии и антропологии РАН, президентом Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов.

- Россия – это абсолютно уникальное государство, где проживает 193 народа. Это целая отдельная цивилизация. Если рассуждать с точки зрения более строгой науки, то мы увидим, что Россия очень похожа на все крупные государства, ибо каждое государство имеет далеко не одинаковое, с точки зрения сознания, верований, культур один и тот же состав населения. Существует более 4 000 этносов и только 200 государств.

Яркий пример отсутствия моноэтического государства – национальные команды, состав которых пестрит представителями разных культур.

- Как категоризует государство население внутри страны? Нам кажется, что понятие «национальность», с точки зрения этнической принадлежности, есть определенная данность, фундаментальная данность. На самом деле, на территории практически каждого современного государства религиозная принадлежность зачастую играла большую роль, чем этнический фактор. Если отбросить этот факт, то мы не сможем понять, как существовало то или иное княжества, каганат.

Как отметил лектор, в некоторых странах даже категорически запрещено спрашивать об этнической принадлежности. Однако есть иной принцип деления населения, который фиксируется и в переписях. В Латиноамериканском обществе, к примеру, важен расовый признак.

- Но даже расовая классификация от страны к стране, от региона к региону меняет свои признаки и приобретает характерные особенности.

В арабском мире же важна религиозная принадлежность человека как к одной из мировых религий, так и их ответвлений. А в Индии культивируется кастовое деление. В традициях Российской Федерации этническая принадлежность, с точки зрения культурного деления людей, имеет доминирующее значение.

- В советское время этот фактор был одной из фундаментальных основ организации государства, его административно-государственного устройства. СССР был устроен по типу матрешки на основе этнического признака. Национальными государствами считались этнотерриториальные автономии. Вот это было национально-государственное устройство. Именно после первой переписи в 1926 году появился термин «ваша национальность», пошло понимание своей этнической идентичности, стало все расписано по нациям и народностям.

Говоря о мигрантах, Валерий Тишков отметил, что крайне важно давать каждому этносу право на реализацию своих возможностей в общественно-политическом процессе. Крайне важно и этнотерриториальное самоопределение народов.

- Нужно не просто признавать различия этнических групп друг от друга, но и давать право на него. Вне зависимости от того, насколько многочисленна нация. Мы прошли этап позитивной дискриминации, когда больше льгот и внимания получало не преобладающее население, а малочисленные народности. Опытным путем стало понятно, что этот способ работы несостоятелен. Таким образом, мы с вами приходит к пониманию того, что субъектом государственной национальной политики является каждый народ: и те, кто составляют большинство, и те, кто в меньшинстве проживают на территории нашего государства.

Сама государственная национальная политика складывается из языка, образования, информации и культуры. Отдельное внимание лектор уделил именно языковому фактору. Обратившись к аудитории, Валерий Тишков спросил, может ли у человека быть два родных языка? По умолчанию родным языком считают тот, на котором издревле разговаривает вся этническая группа, к которой человек принадлежит по рождению. «Родной язык – отца и матери язык» - писал татарский поэт Габдулла Тукай.

Однако Тишков уверен, что родной язык – это тот, которым ты не просто свободно владеешь, но тот, на котором ты получаешь новые знания, который используешь в быту, тот язык, на котором ты сказал первое свое слово. Таким образом, помимо языка, который каждый получает по праву рождения, в качестве родного языка может выступать еще один, к примеру, русский язык, используемый в повседневной жизни.

- Язык – это не собственность отдельно взятой нации, это общее достояние. В Российской Федерации 99,4% населения владеют русским языком. По сути, для каждого из них русский – тоже родной язык. Здесь встает иной вопрос – как сохранить нерусские языки?! Это гораздо проще, если сохранилось богатое культурное наследие (исторические памятники, книги, художественные произведения) на этом языке. Тогда есть, на что опираться.

Подводя итог своему выступлению,  заместитель председателя президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям отметил, что именно этнографическая экзотика позволяет не просто поддерживать, а развивать национальное согласие, помогает познавать культуру другого народа, при этом сохраняя свою идентичность.

- Этнический фактор придает отличительность. Если бы мы все с вами были одинаковые, не делились по национальному, религиозному и другим признакам, то нам было бы скучно, настала бы социальная смерть.  Для российского общества характерно культурное многообразие. Это наша культура. Мы представляем многонародную нацию России. И в этом наша уникальность и сила.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Социальные комментарии Cackle