Эксперты: "Не нужно стесняться выражения "исламский банкинг"
Каковы должны быть стандарты подготовки специалистов в сфере исламской экономики? В чем разница между закятом и саадака? Как правильно развивать систему вакфов, чтобы происходило самофинансирование махали? Это лишь часть вопросов, которые подняли эксперты со стран СНГ в рамках прошедшего научно-исследовательского семинара «Исламская экономика: от теории к практике» на базе Ресурсного центра по развитию исламского и исламоведческого образования Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ при активной поддержке Духовного управления мусульман Республики Татарстан и Российского исламского института.
В работе семинара принимали участие научные, религиозные и общественные деятели из различных регионов России и из-за рубежа. Были представлены участники из Пензенской области, Мордовии, Ульяновской области, Чувашии, Башкортостана, Дагестана, Кыргызстана, Казахстана, Германии.
Как отметил в своем выступлении Ринат Габбасов, вице-президент АПМ РФ, нужно проводить огромную работу не только с потребителями, но и среди специалистов в банковской сфере, объяснять, что есть исламские финансы.
- Нужно доносить до сотрудников наших банков, что мы не конкуренты, а хотим и можем сотрудничать. Другое дело, что нам необходимо иметь в этой области своих специалистов, которые бы разбирались от и до во всех терминах и имели базовый опыт.
Как отметил спикер, исламские финансы соответствуют всем требованиям не только шариата, но и остальных основных конфессий. При реализации этого проекта важно учитывать и коммерческую сторону, и духовную составляющую.
Отдельный вопрос возник с самим употреблением термина «исламский». Альфия Салихова, старший менеджер департамента исламского финансирования Международного Финансового Центра в Астане, отметила, что, к сожалению, при внедрении принципов исламской экономики зачастую приходится использовать синонимичные выражения, как, к примеру, этический банкинг. Здесь было отмечено, что не стоит стесняться самого понятия «исламский», иначе мы рискуем просто уйти совершенно в другую область, забыв первоначальные принципы и задачи исламского банкинга.
О том, какие специалисты наиболее важны для развития отрасли исламских финансов на территории Российской Федерации, рассказал Искандер Исхаков, директор по финансовым сделкам «Центра партнерского банкинга». Таких категорий всего 4: эксперты по Шариату, методологи, шариатские аудиторы и линейные менеджеры.
- Если эксперты по Шариату формулируют требования к банковским продуктам и услугам, то методологи их воплощают, а аудиторы контролируют их исполнение на соответствие сформулированным требованиям, - подчеркнул Исхаков.
Особое внимание в этом направлении, по мнению участников семинара, стоит уделить именно подготовке кадров. Необходимо внедрить изучение исламских финансов, так как на сегодняшний день нет ни одной полноценной программы, есть лишь ряд отдельно взятых дисциплин на факультетах, где изучается экономика.
- Нужно приглашать студентов, мотивировать их. Было бы замечательно создать в России, на базе Казанского университета, центр сертификации, - отметила Альфия Салихова.
В свою очередь Ильсур Салихов, доцент, к.ю.н., КФУ, юридический факультет, кафедра гражданского и предпринимательского права, презентовал коллегам предполагаемый формат работы со студентами и теми, кого интересуют исламские финансы. На сегодняшний день уже прошли две зимние школы, последняя из которых подробно рассматривала опыт и дальнейшее развитие исламского банкинга в РФ.
За два дня проведения семинара участники обсудили тенденции и проблемы развития системы самоорганизации и самофинансирования махалли, благотворительности в исламе, а также исламских финансов. Были проанализированы особенности распространения ценного опыта в данной сфере на территории России и зарубежных стран. Большое внимание было уделено развитию образования в сфере исламских финансов, в том числе и в формировании учебных программ по исламской экономике.
В результате было решено:
- признать большой опыт развития исламской экономики и финансов в странах дальнего и ближнего зарубежья, а также в регионах Российской Федерации полезным и перспективным для бизнес-сообщества и мусульманской уммы;
- обратиться с инициативой о возможности формирования на базе Казанского федерального университета центра исследований проблем исламской экономики и финансов, сконцентрировав в нём интеллектуальные ресурсы РФ и ближнего зарубежья;
- установить контакты с существующими центрами исследования исламской экономики в мире и наладить с ними тесное сотрудничество;
- провести на базе Казанского федерального университета международную научно-практическую конференцию по исламской экономике и финансам с приглашением отечественных и зарубежных специалистов этой области;
- внести в существующий учебный план Казанского федерального университета по направлению «Исламская экономика и финансы» изменения и дополнения в соответствии с предложениями бизнес-сообщества;
- обратиться в адрес руководства Казанского федерального университета с просьбой рассмотреть возможность выделения бюджетных мест в магистратуре по направлению «Исламская экономика и финансы»;
- разработать и реализовать план мероприятий по популяризации направления «Исламская экономика и финансы» в вузах Российской Федерации и стран ближнего зарубежья с целью формирования запросов на обучение в магистратуре Казанского федерального университета;
- обратиться в адрес Духовного управления мусульман Республики Татарстан с просьбой предусмотреть в списке проповедей, публикуемых в ежеквартальном издании татарстанского муфтията «Шура», тем по исламской экономике с целью просвещения верующих по заданной тематике и формирования запроса на изучение данной темы.
Ильмира Гафиятуллина, Казань
Читайте также:
-
О посещении женщинами мечети (часть 2)
Абдуллах ибн Масуд (радыяЛлаху анху) выгонял приходящих женщин из мечети. Абу Амр Шейбани (рахматуЛлахи алейхи) передает, что он видел Абдуллу ибн Масуда (радыяЛлаху анху), как он в день Джума выгонял женщин из мечети и говорил: «Возвращайтесь в свои дома, это для вас лучше»
-
Сунны поста
а) Вставать на сахур.
Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал, встав перед рассветом, поесть перед предстоящим днем поста. Сообщается, что он сказал: «Ешьте перед рассветом, ибо в этом времени есть баракат» (Тирмизи, Саум, 18; Ибн Маджа, Сыйам, 22).
Польза подъема на сахур состоит в том, что принятие пищи в это время обеспечивает человеку силы для поста на протяжении дня. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Ешьте во время сахура и приобретайте силу для поста днем» (Ибн Маджа, Сыйам, 22).
-
Что Пророк Мухаммад (ﷺ) говорил о национализме?
По поводу асабии (asabiyyah араб. – трайбализм/крайний национализм) наш Пророк Мухаммад (ﷺ) сказал следующее: «Не является одним из нас (из нашей мусульманской Уммы) тот, кто призывает к...
-
Впечатляющие кадры: Запретная мечеть в Мекке моется 4 раза в день
Работа этих людей никогда не прекращается.
-
Что за цветы Всевышний Аллах подарил Пророку Мухаммаду (ﷺ)?
И вот миновали зимние холода и снежные метели. Наступила долгожданная весна. Аллах Та’аля окинул Вселенную милостивым взором, а земля словно ждала только этого и начала оживать, преображаться. Вот как об этом сказано в суре «ар-Рум» в 50 аяте:
-
7 дуа от головной боли
С увеличением числа страдающих от этого недуга, стоит обратиться к Корану и его способу лечения головной боли. Ниже представлены дуа на случай возникновения головных болей.
-
3 составляющие счастливого мусульманского брака
«Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих» (30: 21). Благословенный брак основывается на трех принципах: сукун, мавадда, рахман.
-
В 2030 году будет два Рамадана? Самые интересные факты о мусульманском посте
Когда пост стал обязательным для мусульман? Сколько лет за свою жизнь мусульманин соблюдает пост? И в каком году будет целых два Рамадана? На все вопросы ответили в статье