Вакф – это одобряемое и востребованное шариатом дело. «Вы не обретете вознаграждение за благие дела (то есть не попадете в Рай), пока не будете расходовать из того, что вы любите. И что бы вы ни расходовали – Аллах ведает об этом», - говорится в Коране (Сура «Аль Имран», аят 92).
О том, что все-таки представляет собой вакф в современных условиях на территории светских государств, какие существуют механизмы для его успешного внедрения и последующей реализации, что можно перенять у коллег из арабского мира и нужно ли вносить поправки в российское законодательство, чтобы вакф приобрел еще более официальный статус – вот лишь малый перечень вопросов, которые были подняты в первый день международной конференции «Вакф в России: современность и перспективы», которая открылась сегодня в ГК «Ривьера».
- Институт вакфов – это та возможность, которая позволит мусульманскому общество функционировать как самостоятельной структуре, что для нас очень важно, - отметил Рафик хазрат Мухаметшин, ректор Российского исламского института. – Это один из самых эффективных экономических инструментов. На сегодняшний день перед нами стоит задача сделать этот институт более эффективным.
В переводе с арабского «вакф» означает «сохранять», «ограничивать» или «запрещать». В исламе этот термин используется для обозначения владения определенной собственностью и сохранения ее для определенной пользы или благотворительности и запрещения любого использования или реализации ее за рамками этой конкретной цели. Стоит отметить, что договоренности в вакфе не имеют сроков. По большей части речь идет о владении определенной землей или историческими зданиями. Если углубиться в историю татарского народа, то мы найдем немало примеров религиозного вакфа, когда известные татарские меценаты (Юнусовы, Апанаевы и т.д.) выделяли определенные денежные средства на постройку мечетей и религиозных учебных заведений, передавали во владение духовным учреждениям свои землю и имущество.
По словам генерального директора Фонда «Вакф РТ» Рустама Хабибуллина, в Казани на сегодняшний день имеется 3 вакуфных объекта. На стадии оформления находятся еще порядка 8 земельных участков.
- Финансовая составляющая наших объектов – мечетей и медресе, держится исключительно на плечах имамов.
Основная же задача Фонда «Вакф РТ» – снять с них эту нагрузку и решать вопрос самофинансирования с помощью такого инструмента как вакуфное имущество. Несколько таких примеров уже есть.
- Вакф – это неиссякаемое садака, главная особенность которого – неотчуждаемость, - обратился к участникам конференөии Камиль хазрат Самигуллин, муфтий, председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан. – С XI века началось развитие института вакфа, а сто лет спустя он стал источников существования всех религиозных учреждений. На сегодняшний день институт вакфа находится в зачаточном состоянии во всех мусульманских регионах Российской Федерации: на законодательном уровне нет четких предписаний, присутствует информационный голод.
Мы мало говорим о вакфе. Мы имеем весьма мало книг, статей и выступления хазратов по этой тематике. Важно посвятить тематике вакфов и его примеров из истории татар Российской империи ряд пятничных проповедей в журнале Шура Духовного управления мусульман Республики Татарстан, также издательство «Хузур» может напечатать несколько книг по этой тематике. В рамках РИИ стоить организовать уроки по основам вакфа. О том, что это крайне важно, говорит и прошедший в этом году KazanSummit-2016, в рамках которого был организован круглый стол по вопросам вакфа.
Есть две основные причины существования вакфа. Мирская – желание человеческой души сделать благое для другого, и ахиратская – вознаграждение Всевышнего для того, кто истратил свое имущество в качестве вакфа. Но здесь есть ряд условий: имущество должно быть недвижимым, человек должен быть половозрелым и в здравом уме. Ислам не является главным критерием для вакфа, - отметил Шейх Абдурраззак Ас-Сагди.
О том, что именно институт вакфа внес особый вклад в развитии исламской цивилизации, говорил в своем выступлении и Рушан хазрат Аббясов, заместитель председателя СМР и ДУМ РФ. При этом спикер отметил, что необходимо учитывать, что религиозные вакф не должны становиться достоянием отдельно взятых лиц.
- Само мусульманское образование есть одно из направлений вакфа. Сюда же входит адаптация мигрантов, издательское дело – все то, что делается на благо и для нашей уммы.
Обращаясь к коллегами и гостям из арабско-мусульманского мира, председатель ДУМ Санкт-Петербурга Равиль хазрат Панчеев напомнил, что не было ни одного состоятельного сподвижника времен Пророка (мир ему и благословение Всевышнего), который бы не учредил вакф.
- Ввиду того, что у нас государство светское и нет целенаправленного финансирования духовных учреждений, надо создать стабильный источник дохода для российской мусульманской уммы. А это возможно через развитие и узаконивание института вакфа. Наши российские законы не подразумевают существования вакфа с его комплексом возможностей для российской мусульманской уммы: право собственности имущества, переданного вакуфному фонду, останавливается. И в дальнейшем ни благотворители, ни государство уже не могут изменить его статус. Мы с вами делаем историю, восстанавливая вакуфные возможности наших предков. Вакфы царской России направлялись на религиозные и образовательные благотворительные задачи и обеспечивали социальным учреждениям благополучное финансовое существование. Нам необходима такая же мощная вакуфная отрасль в России. С Федеральной вакуфной организацией и федеральным законодательством, в котором будут определены все аспекты деятельности института вакфа.
Для более успешного повсеместного внедрения вакфа в России, как считает заместитель председателя ДУМ Республики Крым Асадулла хазрат Баиров, нужно найти баланс между вакуфным институтом в арабском мире и его зарождением в немусульманских странах.
- Это природный процесс, который развивается параллельно с обществом. Будучи олицетворением приказа Всевышнего, вакф представляет собой мост между теми, кто может и хочет расходовать, и тем, кто нуждается в помощи. Вот мы все с вами говорим о том, что нужно выработать механизмы, рычаги воздействия на общество. Но ведь универсальная формула дана в аятах Священного Корана. Другое дело, что отражение этой формулы в каждом обществе свое. Здесь надо помнить, что нам важно, чтобы эта система работала и приносила пользу.
Своим опытом в этой сфере готов поделиться Исламский банк развития (Саудовская Аравия), который сегодня на конференции представлял Абделлах Аль-Фак Аль-Мак.
- Первостепенными задачами Исламского банка развития является борьба с бедностью и увеличение уровня жизни населения на Земле, здравоохранение и поддержка малого бизнеса, в том числе и в странах бывшего СССР. Впрочем, институт вакфа высоко развит и в европейских государствах: например, вакуфная система существует в Гарвардском университете. Капитал их фонда ежедневно пополняется на 1 млн долларов США.
Миссия ИБР – повысить благосостояние мусульманского общества, свести на нет уровень бедности и повысить уровень образованности людей.
- Исламский банк развития долгое время выполнял те функции, которые сейчас реализовывают разные министерства.
Стоит отметить, что при ИБР действует фонд вакфа, который направлен на увеличение поддержки стран, которые не входят в ИБР. А Фонд исламской солидарности и развития, созданный в 2005 году, помогает бороться с бедностью в цивилизованных странах.
О том, как строился институт вакфа в Турции, рассказал Павел Шлыков, доцент института стран Азии и Африки МГУ имени М.В.Ломоносова, отметив, что, к сожалению, на сегодняшний день наблюдается концептуальная и понятийная неопределенность в определении вакфа.
- Возможный вариант развития вакуфного института – превращение его в структуру, близкую к международным благотворительным фондам, - уверен спикер.
Помимо исторической сводки, религиозного обоснования необходимости существования вакфа, были даны и определенные рекомендации по созданию такого института, в том числе и в светских государствах с мусульманским населением.
- Нужно учредить комиссию или комитет, чтобы определить вакуфное имущество на территории Республики Татарстан, распределить его, посчитать. То есть создать своеобразный реестр,- обратился к участникам конференции Шейх Абдурраззак Ас-Сагди. – Также надо постоянно обновлять этот институт, изучать его отдельное на предмет соответствия шариату. Мы живем в современном мире. Я сталкивался с такими случаями, когда в вакф передавали самолеты, поезда.
Шейх согласился со словами Камиля хазрата Самигуллина в вопросе проведения отдельной разъяснительной работы в средствах массовой информации.
- Необходимо подготовить кадры из госслужащих. Здесь поможет международный опыт, который мы и делимся в рамках этой конференции, - подытожил шейх.
Немало важен и вопрос повышения эффективности управления вакуфным имущество, на который обратила внимание собравшихся в Казани специалистов Мадина Калимуллина, советник руководителя аппарата СМР и ДУМ РФ.
- Эффективный вакф –это успешная коммерческая компания.
В свою очередь Рустам хазрат Нургалеев, проректор КИУ, призвал воспитывать в современных мусульманах традиции благотворительности, меценатства, столь свойственные для татарского народа.
- Тех законов, которые у нас уже есть, вполне достаточно для реализации вакуфного института.
На данный момент наша главная задача, как определил ее Мухаммед Муратов, заведующий кафедрой исламского вероучения РИИ, - создать наиболее оптимальную модель вакфа для России, в частности для Татарстана.
- Институт вакфа не прописан в нашем законодательстве. Однако того, что есть в современном праве, вполне в силах обеспечить работу вакфа. Повторюсь вслед за моими коллегами: сейчас умма нуждается в том, чтобы быть самодостаточной, для чего нужно развивать экономический сектор. Неплохо бы разработать вакуфные сертификаты, контролировать сбор и аккумулирование закята, заменять вакуфное имущество, чтобы увеличить его прибыль (но избегая при этому злоупотребления).
Работа конференции продолжится 6 октября, где участники ознакомятся с историей появления вакфа на территории России, обсудят современное состояние вакуфного института и предложат свои механизмы по его реализации.
Ильмира Гафиятуллина, Казань