Ярлык казанского хана Сахиб-Гирея, карета Екатерины II, уникальные агитационные плакаты, выполненные на арабской графике, эскиз первого герба, внутреннее убранство татарской избы, любимые всем миром ичиги – это лишь малая часть удивительных экспонатов, пропитанных духом истории татарского народа, являющих собой вехи развития и становления татарстанской государственности, которые Национальный музей Республики Татарстан бережно собрал, отреставрировал и уже совсем скоро представит на суд широкой публики.
В преддверии открытия экспозиции, посвящённой 100-летию ТАССР, «История Татарстана с древнейших времен до наших дней» мы встретились с директором Национального музея Гульчачак Назиповой.
Расскажите, пожалуйста, кому пришла в голову идея создать такую необычную масштабную выставку, показывающую историю Татарстана с самых древнейших времён и вплоть до сегодняшнего дня? Тяжело ли было подбирать экспонаты?
- Стоит отметить, что наш музей – одно из крупнейших музейных собраний России. В этом году нам исполняется 125 лет. Коллекция начала собираться ещё в 1890-ом году, когда городские власти приняли решение создать музей. Сбор экспонатов продолжался пять лет и проходил на основе двух источников: прошедшей в 1890-ом году казанской научно-промышленной выставки с международным участием (откуда мы и получили знаменитую карету) и личного пожертвования Ивана Фёдоровича Лихачёва, который передал на 40 000 единиц экспонатов из личного собрания брата – Андрея Федоровича.
Таким образом, основа для создания такой обширной экспозиции у нас была. И мы приняли решение подготовить выставку, посвящённую истории Татарстана с древнейших времён и до наших дней. Вот только предметов, которые бы отражали сегодняшнюю действительность, оказалось очень мало. Недостаточно оказалось и предметом, связанных с промышленным производством. А мы ведь хотим показать не только культуру, которая традиционно представлена благодаря нашим тесным контактам с творческими людьми, передающими нам важные на их взгляд вещи. Где-то мы и сами обращаемся за помощью. К примеру, немалую поддержку нам оказывает Индус Тагиров, передавший в наши фонды знак почётного гражданина Казани. Мы очень благодарны и Дирекции спортивных и культурных программ.
По какому принципу происходило деление выставки на самостоятельные отделения? Что легло в основу?
- Условные части деления экспозиции (Древняя история Татарстана, Средневековая история Татарстана, Казанский край: воеводство – губерния, Казанская губерния в XIX – начале XX вв., Образование Татарской АССР, Советский Татарстан и Республика Татарстан) научно обоснованы и утверждены Академией Наук РТ, а именно Институтом истории. Они и выступили в качестве основных научных консультантов.
Татарстан известен не только в стране, но и далеко за её пределами. А что для Вас есть Республика Татарстан? Без каких ключевых моментов тяжело представить наш регион?
- Прежде всего, Татарстан – это многонациональная республика. Здесь живут люди разных национальностей, которые считают Татарстан своей родиной – татары, русские, чуваши, марийцы, мордва и удмурты. Родились целые поколения, которые считают эту землю своей Родиной. Сегодня на нашей территории бок о бок в дружбе и согласии проживают представители 173 национальностей. Здесь исторически не было межнациональных конфликтов.
Второе, что хотелось бы отметить, - это глубокие корни государственности, которые уходят во времена гуннов, великого переселения народов. Все мы знаем, что в X веке сформировалось государство Волжская Болгария (тоже, кстати, многонациональное). Именно отсюда идут богатые и крепкие традиции государственности. Сама Казань была создана как столица, ею всегда и оставалась. Подтверждением этому может служить и создание губерний, одной из которых стала Казанская. Всё это и позволило создать в 20-ых годах Татарскую АССР.
Конечно же, это и высокая культура народа, который здесь проживает, традиции грамотности татар. Принятие ислама Волжской Болгарией в X веке, как государственной религии, способствовало росту грамотности населения. Эти традиции только укреплялись со временем. Не зря ведь именно в Казани, в 1751 году открыла свои двери первая провинциальная гимназия, а в 1804 году был создан Императорский университет. К 1917 году большинство татар владели грамотой, правда, это была арабская грамота, учились тогда, как правило, на коранических текстах. Глубокая научность отличает нашу республику, высокие научные достижения зиждутся на этой многовековой традиции. Не могу не сказать и о феноменальном развитии литературы, особенно после 20-ых годов XX века, которые подарили миру такие великие умы, как, к примеру, Гаяз Исхаки.
Мы можем многим гордиться. Высокая научность, высокая культура дала проявиться таким феноменальным достижениям: нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, Нижнекамская ГЭС, КАМАЗ, одна из двух точек по производству киноплёнки – завод ТАСМА.
Есть ли в экспозиции знаковые экспонаты, изюминки выставки, которые делают её ещё более значимой и обязательно к посещению?
- Знакомство с историей нашей республики проходит по всей экспозиции несколькими сквозными мотивами. В первую очередь, это интерактивные зоны - «интерьеры». Мы начинаем с древности, показываем именьковскую избу, жилище тюрков – юрту, жилище эпохи Волжской Болгарии, показываем особенности сельского и городского жилищ, через реконструкцию диванной постарались продемонстрировать связи Казанского и Крымского ханств.
Мы постарались передать в деталях интерьер дворянской усадьбы, дали также внутреннее устройство татарской избы. В экспозиции представлен интерьер кабинета первого Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева, который он подарил нам лично.
Отдельным комплексом представлена ремесленная слободка, при воссоздании которой мы основывались на особенностях Старо-Татарской слободы. Подготовили также интересную зону с мастер-классами. Вообще, стоит отметить, что исторически Казань делилась на слободы, которые представляют собой огромный пласт культуры, демонстрируют высоко развитые народные промыслы.
Следующая линия, которая красной нитью проходит через всю выставку, – крупногабаритные экспонаты. Среди них – могильные плиты времён Волжской Болгарии и Казанского ханства, карета, комплекс Г.Р. Державина. XIX век представлен пролёткой, подлинными сидениями трамвая, уличным фонарём (по которому, между прочим, были сделаны фонари на Кремлёвской к 1000-летию Казани). Найдётся здесь и пушка, и английская гаубица, и пулемёт «Максим». Впервые за 40 лет выставляем автомобиль ГАЗ А, подаренный жителем Казани, самолет У-2 (По-2). При поддержке президента Татарстана Рустама Минниханова мы смогли приобрести автомобиль-полуторку времён Великой Отечественной войны.
Через всю экспозицию проходят люди. Через работы современных татарстанских художников мы даем выдающихся деятелей разных периодов истории: Ибн Фадлан, хан Алмуш, Сююмбике, Нурсултан. XVI-XVII века представлены первыми воеводами и лицами, внёсшими вклад в нашу историю – Пётр I, Екатерина II, Г.Р. Державин.
Но как же представить современность, которая постоянно меняется? Было принято решение разместить фоторамки, где будут крутиться кадры, отражающие современность. Также мы поместили фотографии событий последних 5-10 лет, которые постоянно будут обновляться. Все это дало возможность создать мобильную экспозицию, чтобы современность всё-таки осталась современной.
Помимо этого, нам удалось для знаковых экспонатов (к примеру, ярлыка хана Сахиб-Гирея) сделать электронные этикетки сразу на трёх языках – татарском, русском и английском. Изначально тексты были написаны на старо-татарском языке с использованием арабской графики, что значительно усложняло понимание экспонатов.
Татарин и ислам – эти два понятия всегда идут бок о бок. Невозможно представить себе татарский народ без следования исламскому вероучение, у истоков просвещения населения Поволжья стояли именно татары-мусульмане.
- История Татарстана связана с развития ислама, который пережил те же перипетии, которые переживал татарский народ. Нельзя оторвать Татарстан от ислама и ислам от Татарстана. Самое северное исламское государство было создано именно здесь (речь идёт о Волжской Болгарии), ислам всегда был консолидирующим элементом, духовной составляющей, которая объединила и сохранила национальную идентичность, позволила татарскому народу не ассимилироваться, а сохранить свои корни, несмотря на непростые советские годы.
Исламский ренессанс 90-ых годов вывел его на новый уровень развития и распространения. Мне довелось в составе татарстанской делегации вместе с Камиль хазратом посетить Бахрейн с целью изучения опыта музея Корана. Камиль хазрат – умнейший человек. Я восхищена его знаниями, учёностью, знанием Корана. Это выдающихся человек своего времени.
Что касается татарских просветителей, то мы постарались показать татарских и русских меценатов; говорим как об учёных Казанского университета, так и о вкладе татарских просветителей в дело становления и развития нации. Тема татар в истории – ключевая в экспозиции.
Что касается поэтов и писателей в годы Великой Отечественной войны, то это уникальное явление, когда почти 50 человек из «Союза писателей Татарстана» ушли на фронт. Этой теме мы посвятили отдельный зал, среди экспонатов которого – фотография Союза писателей довоенного времени и тех, кто вернулся с фронта, сборники стихов и произведений военных времён, газеты, где опубликованы их статьи. Также в постоянной экспозиции мы хотим представить Моабитские тетради поэта-героя Мусы Джалиля.
Не обошли мы стороной и трансформацию татарской письменности. В экспозиции представлены пишущие машинки на яналифе, можно будет изучить и сравнить плакаты и афиши, выполненные тремя шрифтами – кириллицей, арабским шрифтом и яналифом.
Отдельным блоком мы постарались представить трансформацию декоративно-прикладного искусства татарского народа, традиции и технологии производства, эволюцию орнаментов и материалов исполнения.
Казань всегда ассоциирует с местом, где гармонично соединяются Восток и Запад, Азия и Европа…
- Такое восприятие нашего региона связано с геополитическим положением республики, ведь именно здесь до середины XIX века проходила граница между Азией и Европой. Наиболее ярко Запад и Восток встретились в XVIII веке, а сегодня мы уже не можем отделить эти две культуры друг от друга. Карты европейских учёных с изображениями территорий наших средневековых государств, предметы торговли – в каждом экспонате всё время звучат мотивы Востока и Запада. Мы были своеобразным коридором для других, находились в центре торговых путей, научных влияний. Эта взаимосвязь наглядно прослеживается везде, вплоть до настоящего времени.
беседовала Ильмира Гафиятуллина